Явление Господа Курмы.

Явление Господа Курмы.
Ссылки

Тексты
Браджабаси дас, «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Бхаджаны
«Шри даша-аватара-стотра», Шри Джаядева Госвами:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Подробное описание праздника

НАРАСИМХА ПУРАНА
Шрила Кришна-Двайпаяна Вьясадева

Глава 38.
Воплощение Господа Вишну в форме Черепахи, пахтание океана и очаро-
вательное воплощение Мохини.

1-2. Маркандея сказал, – “В очень давние времена, в ходе ожесточённой войны, полубоги потерпели от демонов сокрушительное поражение и нашли защиту у Господа Вишну, супруга Лакшми. Собравшись, все полубоги во главе с Брахмой, с молитвенно сложенными руками стали предлагать Господу следующие молитвы”.
3-5. Полубоги сказали, – “Слава Парамешваре, обладателю лука Шарнга, мастеру слова, из пупка которого появился цветок лотоса. Множество приветствий Тебе, О, Кешава, убийца Мадху и Кайтабхи, формой которого являются все полубоги и вселенные. О, милостивый Господь, мы потерпели сокрушительное поражение от могучих дайтьев (Дайтьи – асуры, дети Дити и мудреца Кашьяпы). Яви нам свою милость, утешь и подскажи, каким образом мы смогли бы одержать победу? Вся слава Тебе”.
6. Маркандея сказал, – “Откликнувшись на молитвы, предложенные полубогами, Джанардана предстал перед ними и сказал”.
7-11. Господь сказал, – “О, полубоги, вы должны уговорить демонов и собраться на берегу молочного океана. Сделайте мутовку (матхани) из горы Мандарачала, а как верёвку используйте змея Васуки. Соберите все целебные травы и бросьте их в океан. Сделав все эти приготовления, начинайте пахтать океан. Я тоже буду помогать вам и демонам в осуществлении этого замысла. В результате пахтания океана, вы добудете нектар бессмертия, испив который, полубоги обретут огромную силу, достаточную для нового сражения и победы над демонами. О, полубоги, выпив этот нектар, все вы, включая Индру, станете блистательными, доблестными, храбрыми и тогда, несомненно, разгромите демонов.
12-15. Полубоги снова прославили Вишну и попрощавшись, собрались там, где им посо-ветовали. Они заключили мирный договор с демонами и занялись необходимыми приготовлениями для пахтания океана. Царь демонов Бали один поднял гору Мандарачала и бросил её в океан. Затем полубоги вместе с дайтьями собрали все виды лекарственных трав и тоже бросили их в океан. По указанию Господа Вишну туда прибыл и змей Васуки. Господь Вишну тоже явился туда, чтобы поддержать полубогов.
16-22. Все суры и асуры дружно собрались на побережье молочного океана Кширасагара и почтили Господу Вишну. О, царь, тогда началось великое пахтание океана. Гору Мандарачала использовали как мутовку, а змея Васуки приспособили в качестве верёвки. Господь Вишну посоветовал демонам встать со стороны капюшона и головы змея, а полубогам схватиться за его хвост. Поскольку у нижней части горы Мандарачала не было никакой опоры, она в разгар работы начала погружаться в воду. Увидев что гора тонет, всеблагой Господь Вишну, принял образ Черепахи и водрузив гору на панцирь, поддерживал Мандарачалу, облегчая пахтание океана. В другой Своей форме Кешавы, Он двигал гору вверх и вниз, а в форме Джанарданы помогал полубогам тя-нуть Васуки за хвост. Таким образом, задача по пахтанию океана упростилась, и дело стало продвигаться быстрее.
23-29. О, царь, первым результатом пахтания океана стал яд Калакута. Все змеи разделили между сбой посильную часть этого яда. Оставшуюся часть, по просьбе Господа Вишну, принял Шанкара. От выпитого яда, шея Шанкары посинела и так он получил новое имя, Нилакантха. В результате второго пахтания, из пены океана появились слон Айравата и конь Уччаишрава. После третьего пахтания, появилась божественная дева Урваши, на четвёртый раз появилось великое дерево Париджата; с пятой попытки появилась луна. О, царь, знак этой луны носит на лбу Шива, как женщины наносят на лоб знак Бинди (Бинди знак правды, цветная точка, которую индианки рисуют в центре лба, так называемый «третий глаз»). Помимо этого, в результате пахтания океана Кширасагара, появилось множество божественных драгоценных камней, украшений и много тысяч гандхарвов. Все суры и асуры с радостью встретили появление этих чудес.
30-31. Затем, по желанию Господа Вишну, небо затянуло облаками, начал моросить мелкий дождик и подул приятный ветерок, ободряя уставших полубогов. Много асуров погибло из-за ядовитого дыхания змея Васуки, а остальные лишились и доблести, и великолепия.
32-34. Затем, с цветком лотоса в руках, из океанской пены появилась Лакшми. О, царь, своим великолепием она озарила все стороны света. О, справедливо карающий врагов, она приняла священное омовение, умастила тело божественными ароматами и на мгновение застыла с лотосом в руке, став украшением и символом полубогов. После этого она поместила себя в сердце Господа Вишну.
35-43. О, царь, затем из пены Кширасагары появился Дханвантари, который держал в руках сосуд с нектаром бессмертия. Его внешний вид поразил и очаровал полубогов. Тогда демоны, решив что их обделили тем, что Лакшми досталась полубогам и вошла в сердце Вишну, выхватили горшок с нектаром, и покинули берег океана. О, царь, чтобы защитить интересы полубогов, Господь Вишну предстал перед ними в образе прекрасной Мохини (Мохини – («сводящая с ума», «чаровница»), одна из аватар Вишну, воплотившегося в образе прекрасной девушки), которая направилась прямо к дайтьям. Демоны были очарованы её неописуемой красотой и сразу же пали жертвами своих низменных чувств. Воспылав к ней всепожирающей страстью, они поставили горшок с нектаром на землю. Совершенно очаровав их, Господь Вишну ловко провёл вожделённых демонов и вернул нектар полубогам. Суры отведали нектар бессмертия и, получив силу для победы над демонами, в новом сражении разбили их наголову. О, царь, на этом я завершаю историю о воплощении Господа в образе Курмы. Читающие и слушающие это повествование обретут нетленные благие плоды. Таким образом, я рассказал, как Господь Вишну предстал в образе Курмы (Курма – черепаха), чтобы поддержать и защитить полубогов. Неисчерпаемы чудесные деяния Господа Нараяны.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Браджабаси дас
Сегодня благословенный день, состоящий из множества праздников явление Шрилы Мадхавендры Пури (о котором я хочу написать что-то вот уже несколько лет. В глубине сердца у меня какие-то особые чувства к этому величайшему святому ачарье), а также явление Шриниваса Ачарьи и день проявления Шри Радха-рамана-дева. Помимо этих праздников, сегодня также и Курма-джайанти день явления Господа Курмы и именно об этом я и хочу поговорить сейчас.
На следующий день после Шри Нрисимха-чатурдаши, в день полнолуния месяца Вайшакха (апрель-май), выпадает довольно малораспространенный праздник Шри Курма-джайанти, день явления Господа в форме Курмы (черепахи). Деяния Господа Курмадева, хоть и не такие известные как деяния других аватар Господа Вишну, как Нрисимха, Рама или Вамана, тем не менее довольно важны (особенно для последователей Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура). В этой небольшой статье я попытался собрать разные цитаты и выдержки из священных писаний, относящиеся к Господу Курмадеве. Они могут послужить дополнением к описаниям его явления в «Шримад-Бхагаватам» (1.3.17, 2.7.13, 5.18.29-30, 8.5.10-12, 8.7.8-10, 12.13.2).


Курмадева в «Гита-Говинде»
Шри Джаядева Госвами составил широко известную «Даша-аватара-стотру», с которой начинается его великая «Гита-Говинда». В ней он прославляет второе воплощение Господа, Шри Курму, так:
кшитир ати-випулатаре тава тиштхати прииштхе  дхарани-дхарана-кина-чакра-гариштхе | кешава дхриита-каччххапа-рупа  джайа джагадиша харе || 2||
«Земля пребывает на Твоей невероятно широкой спине, которая является объектом поклонения и которая украшена шрамом в виде чакры из-за того, что Ты держишь ее. О Кешава, принявший облик черепахи! Слава Тебе, Господь Хари, повелитель всего мироздания!»

Шрила Прабодхананда Сарасвати и Шри Чайтанья дас («Пуджари Госвами», ученик Бхугарбхи Госвами и служитель Говиндаджи во Вриндаване) в своих комментариях к этому стиху приводят вопрос Господа: «Как Земля шириной в 500 миллионов йоджан может поместиться на Моей спине?» На что Джаядева отвечает словом «ати-випулатаре»  «Твоя спина очень широка, она даже намного шире чем вся Земля».
Прабодхананда Сарасвати добавляет:
тиштхатити вартамана-кала-нирдешенадхунапи тиштхатити прасиддхам евети бхавах
«Слово тиштхати («пребывает») употребленное в настоящем времени, указывает на известный факт, что она там до сих пребывает».
И далее он заканчивает свое объяснение этого стиха словами:
«ча бхакта-крите притхивй-ади-дхарана-кармана бхагавато бхара-ваханам апй уктам ити бхавах»
«Также Господь принимает бремя, например поддержание Земли, ради Своих преданных».

Синонимы слова «курма» и их значения
Курма также известен в священных писаниях под именами «Каматха» (как в ШБ 1.3.16 и 12.13.2), «Каччхапа» (как в ШБ 2.7.13) и «Акупара» (как в ШБ 5.18.30).
Одно из толкований слова «Курма» «тот, кто делает волны («урми») в воде («ка»)» (ке джале урмир йасйети).
«Каччхапа»: «тот, кто защищает («па») свое лицо («каччха»)», или «тот, кто защищает себя («па») панцирем («каччха»)».
(К слову, одно из главных словарных значений слова каччха «берег». Нирукти (4.18) говорит, что оно происходит от слов «ка» (вода) и чха («закрывать»), то есть «то, что закрывает [ограничивает] воду»).
«Каматха»: «тот, кто живет («матха») в воде («ка»)» (ке джале матхати васатити).
«Акупара»: «тот, кто не («а») водится («риччхати») в колодце («купа»)»  «акупарас на купам риччхати» (Нирукти, 4.18).
Комментируя стих ШБ 5.18.30, Шри Вирарагхава говорит, что «акупара» означает «тот, кто не принимает своим прибежищем небольшое количество воды, как в колодце». А Виджайадхваджа Тиртха разбивает слово на слоги: «на купе аро гаманам йасйа сах»  «тот, кто не («а») ходит («ара») в колодцы («купа»), что подразумевает, что Курма живет в великом океане («маха-самудра»)».
Авторитетнейший ведический словарь «Нирукти» (4.18), составленный Йаской, говорит, что этим же словом называют солнце (потому что оно необъятно  «адитйо апй акупара учйате акупаро бхавати дурапарах»), океан (потому что его берега велики и удалены  «самудро апй акупара учйате акупаро бхавати маха парах»).
Время явления Господа Курмадева
В своей «Лагху-бхагаватамрите» (1.3.64-66) Шрила Рупа Госвами говорит, что Курма явился в правление шестого Ману, Чакшуша-манвантару, после явления Господа Нрисимхадева (который также пришел в эту манвантару).
В своем комментарии к этим стихам Баладева Видьябхушана объясняет, что Господь Аджита, манвантара-аватара во время Чакшуша Ману, помогающий полубогам пахтать молочный океан, водрузил гору Мандару, которая использовалась в качестве мутовки, Себе на спину, приняв облик черепахи.
То же самое Рупа Госвами говорит в стихах 1.3.70-71 из «Лагху-бхагаватамриты», а Баладева Видьябхушана в комментарии к ним добавляет: «курмадайас трайо джитасйаватарах»  «Три формы, начиная с Курмы, описанные в этих стихах [Курма, Дханвантари и Мохини] аватары Аджиты [манвантара-аватары Чакшуша Ману]». Это подтверждает также и Шрила Джива Госвами в комментарии к ШБ 1.3.17: «аджитасйаватара ете трайах [курма-дханвантари-мохинити]»  «Эти три формы аватары Аджиты».

Положение Курмадева
Господь Курма относится к категории вайбхава-аватар. Все аватары кроме Паравастх (Нрисимха-Рама-Кришна), делятся на две категории  прабхава и вайбхава. Прабхава  это аватары, которые приходят на непродолжительное время и не очень известны (первый вид прабхава-аватар). К ним относятся Мохини, Хамса и йуга-аватары. Второй вид прабхава-аватар  мудрецы, которые дают свои учения и писания (Дханвантари, Ришабха, Вйаса, Даттатрейа и Капила). Всего есть 11 форм прабхава. Но вайбхава-аватарыпроявляют больше могущества, чем прабхава-аватары Их всего 21 форма: Курма, Матсйа, Нара-Нараяна, Вараха, Хайагрива, Пришнигарбха, Баладева и 14 манвантара-аватар.

Когда приходил Господь Курма
При детальном изучении разных Пуран становится ясно, что Господь принимал облик Курмы дважды, о чем также говорит Рупа Госвами:
падме проктам дадхе кшауним айам евартхитах сураих | шастрантаре ту бхудхари калпадау праката ’бхават ||
«В Падма Пуране сказано, что Курма, который поднял гору Мандару, также поддержал Землю, когда его об этом попросили полубоги. Но в другой шастре [Вишну-дхармоттара «Упа-пуране»] описано, что Курма, который поднял Землю явился в начале калпы, а потом снова проявился, чтобы поддержать Мандару». («Лагху-Бхагаватамрита»,1.3.66).
Баладева Видьябхушана в своем комментарии к этому стиху говорит:
«Нужно принять этот вывод [«Вишнудхармоттары»] как окончательный, потому что он принимает во внимание две истории и приводится в конце».
О том же самом говорит и Шрила Санатана Госвами в своем комментарии к «Брихад-Бхагаватамрите» (2.4.155):
«курмаш чаико мрита-мантхане мандарадрим приштхе дадхара, анйаш ча кшитим сада бибхарти»
«Курмадева также проявлен в двух формах один поддерживал Землю когда пахтали океан нектара, а другой всегда держит Землю на Себе».
Когда я просматривал разные Пураны, то заметил интересную деталь хотя этот день довольно широко известен в Индии как Курма-джайанти и приводится в календарях Шри-сампрадайи, есть также и другой день, который считается днем явления Господа Курмы шукла-двадаши месяца Пауша (декабрь-январь). По утверджению «Вараха Пураны» (40.1-8) пахтание молочного океана состоялось именно в этот месяц Пауша (декабрь-январь) и Господь принял облик Курмы в шукла-двадаши этого месяца. Исходя из того, что этого праздника нет в панчангах Шри- или Мадхва-сампрадайи, тогда как Курма-джайанти в полнолуние Вайшакха есть во всех панчангах, можно предположить, что в ней речь идет о другой калпе. В своем комментарии «Вайшнава-тошани» к стиху «ШБ», 10.51.21 Санатана Госвами говорит, что по крайней мере некоторые описания Вараха Пураны относятся к другой калпе. Это также подтверждается и тем, что в Вараха Пуране (43.8) описано явления Господа Ваманы царю Харьяшве в шукла-двадаши месяца Чайтра (апрель, три дня после Рама-навами), тогда как Рупа Госвами в «Лагху-бхагаватамрите» (1.3.73) говорит, что в нашу калпу (Швета-Вараха-калпу или Брахма-калпу) Господь Вамана являлся три раза и среди них не упоминается Его явление Харьяшве.

Где пребывает Курмадева
В соответствии с «Падма Пураной» и «Лагху-Бхагаватамритой» (1.1.24) все формы Господа, такие как Матсйа и Курма, всегда живут в Своих вечных духовных телах на планетах Вайкунтхи.
Здесь же, в материальном мире, Курма пребывает на низших планетах нашей Вселенной:
вишнудхармоттаре – тайопариштад апарас таван ева праманатах | махаталети викхйато ракта-бхаумаш ча панчамах || сароварам бхавет татра йоджананам дашайутам | свайам ча татра васати курма-рупа-дхаро харих ||
«В «Вишну-дхармоттара Упа-пуране» сказано:
«Над Талаталой находится Махатала, пятая из низших планет, равная ей по размерам. Она красного цвета. На ней есть озеро размером в 100.000 йоджан. В нем живет Сам Господь Хари в облике черепахи». («Лагху-Бхагаватамрита», 1.4.53).
Из Пятой Песни «Шримад-Бхагаватам» (главы 17-19) мы узнаем, что жители каждой варши Джамбудвипы поклоняются определенной форме Господа, среди которых есть также и Шри Курма:
Илаврита Санкаршана (поклоняется Господь Шива) Бхадрашва Хайагрива (Бхадрашрава) Хари-варша Нрисимха (Прахлада) Кетумала Камадева-Прадйумна (Лакшми) Рамйака Матсйа (Вайвасвата Ману) Хиранмайа Курма (Арйама) Уттаракуру Вараха (Бхуми) Кимпуруша Рама (Хануман) Бхарата-варша Нара-Нарайана (Нарада Муни).
«Вишну Пурана» (2.2.50-51) и «Агни Пурана» (108.29-30), однако, описывают другую калпу и говорят, что Господу Курме поклоняются в Бхарата-варше.
Вот молитвы, которые возносят Господу Курме обитатели Хиранмайа-варши во главе с Арйамой:
хиранмайе пи бхагаван нивасати курма-танум бибхранас тасйа тат прийатамам танум арйама саха варша-пурушаих питри-ганадхипатир упадхавати мантрам имам чануджапати
«В Хиранмайя-варше Верховный Господь, Вишну, пребывает в образе Курмы (черепахи). Этот прекрасный образ Господа бесконечно дорог всем обитателям Хиранмайя-варши во главе с Арьямой. Преданно служа и поклоняясь Господу Курме, они поют следующий гимн».
ом намо бхагавате акупарайа сарва-саттва-гуна-вишешанайану-
палакшита-стханайа намо варшмане намо бхумне намо намо вастханайа намас те
«О Господь, принявший облик черепахи, я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой. Ты вместилище всех божественных свойств. Ты всегда пребываешь в чистой благости, и Тебя не может коснуться скверна материи. Ты все время плаваешь, перемещаясь в океанских просторах, и никто не может определить, где Ты находишься. Я приношу Тебе свои смиренные поклоны. Ты всецело духовен и не скован рамками прошлого, настоящего и будущего. Присутствуя повсюду, Ты даешь прибежище всему сущему, и потому я снова и снова преклоняюсь перед Тобой». («Шримад-Бхагаватам», 5.18.29-30).
Очень примечательны в этом стихе слова «анупалакшита-стхана» «Тот, кто пребывает в месте, которое невозможно определить». Шрила Прабхупада пишет в комментарии к этому стиху: «Итак, Господь вездесущ, но увидеть Его обычными глазами невозможно. Как говорит здесь Арьяма, одно из свойств Господа анупалакшита-стхана: никто не может установить Его местонахождение. Таково величие Верховной Личности Бога».

Курма-кшетра
К сожалению, на земле не так много храмов с Божеством Господа Курмы. Самый известный из нескольких из них – храм в Курма-кшетре возле Шрикакулам в Андхра Прадеш. Все поезда, идущие из Бенгалии и Ориссы (Калькутта, Пури, Бхубанешвар) в Южную Индию (Тирупати, Мадрас, Бангалор) проезжают недалеко от этого места. Именно это место посетил Шри Чайтанья Махапрабху по дороге из Пури на юг после принятия санньясы.

Вот как один их самых ранних биографов Господа, Шрила Кави Карнапур, описывает это:
татхети критва бхагаван крипалух каурме джагама пратхамам прамодат | намаш чакаратха ниджам са бхактим пракашайамс тат карунаива саиша ||
«Согласившись с просьбой Сарвабхаумы встретиться с Раманандой Райем, всемилостивый Господь сначала в блаженстве отправился в Курма-кшетру. Там Он поклонился Божеству, проявляя преданность Самому Себе. Это несомненно была Его милость».
дриштва чирам там са ниджаватарам пунар намаскритйа крити критаджнах | тат карма мадхйандинам асйа манам чакара шикша-гурутам упетах ||
«Насмотревшись долгое время на Свое же воплощение, совершенный и благодарный Господь снова поклонился. Затем Он, действуя как шикша-гуру, с почтением совершил полуденные обязанности». («Шри Кришна-чайтанья-чарита-маха-кавйа», 12.100-101).
Именно здесь он встретил брахмана Курму, который хотел все оставить и путешествовать с Махапрабху, на что Господь ответил знаменитыми словами:
джаре декхо, таре кохо кришна’-упадеш амар аджнай гуру хоийа таро’ еи деш
«Кого бы ты ни встретил, говори ему о Кришне и о наставлениях Кришны. По моему приказу стань гуру и освободи людей в своей округе». (Мадхья, 7.128).
Также именно здесь, в соответствии со «Шри Прапаннамритой» (глава 36) оказался Шрила Рамануджачарья, после того как Господа Джаганнатх за одну ночь перебросил его сюда. Оказавшись в Курма-кшетре, Шрила Рамануджа стал поститься, приняв Божество Курмы за Шива-лингам, но потом, поняв, что это Божество Господа Вишну, он устроил пышное поклонение в этом храме. Позже поклоняться Курмадеву в храме стали последователи Шрилы Мадхвачарьи. Шри Нарахари Тиртха построил новый храм по приказу Господа Йогананда Нрисимхадева и открыл его на Вайшакха шукла-экадаши в 1281 году [пять дней назад этому событию исполнилось ровно 735 лет]. Об этом пишут в своих комментариях к Мадхья-лиле (7.113) и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шрила Прабхупада.

Курмадева как повелитель сторон света
Также Курме поклоняются как аварана-девате (Божестве, охраняющем направления по сторонам света) в одной из второстепенных сторон (ви-дик), о чем сказано в одной из Панчаратр (Свайамбхува-агаме), процитированной в Лагху-Бхагаватамрите (1.5.85). В главных сторонах света поклоняются четырем вйухам, начиная с Васудевы, тогда как в промежуточных сторонах поклоняются Раме, Нрисимхе, Курме и Вамане.

Курмадева проявляет Свои деяния
Объясняя стих 10.8.15 из Шримад-Бхагаватам, где Гарга Муни говорит о именах и формах Шри Кришны:
бахуни санти намани рупани ча сутасйа те | гуна-карманурупани танй ахам веда но джанах ||
«У этого твоего сына множество обликов и имен, которые соответствуют Его трансцендентным качествам и деяниям. Я знаю их, но большинству людей они неведомы».
Шрила Джива Госвами пишет:
ваставартхе ту гунанурупани шри-нрисимха-рупадини карманурупани шри-курмадини
«На самом деле формы, которые соответствуют Его качествам это такие формы как Нрисимха, а формы которые соответствуют Его деяниям, это такие формы как Курма». (Крама-сандарбха, 10.8.15).

Курмадева и раса-таттва
Господь Курма является божеством одной из 12 рас, как говорит Шрила Рупа Госвами в Бхакти-расамрита-синдху (2.5.119):
капило мадхавопендрау нрисимхо нанда-нанданах | балах курмас татха калки рагхаво бхаргавах кирих | мина итй ешу катхитах крамад двадаша деватах ||
«У двенадцати рас есть свои божества: Капила (шанта, нейтральная), Мадхава (дасйа, служение), Упендра (сакхйа, дружба), Нрисимха (ватсалйа, родительская), Кришна (мадхурйа, супружеская). Баларама (хасйа, смех), Курма (адбхута, удивление), Калки (вирйа, геройство), Рама (каруна, сострадание), Парашурама (раудра, гнев), Вараха (бхайанака, ужас) и Матсйа (бибхатса, отвращение)».
О Курме как о повелевающем божестве адбхута-расы, удивления, также говорит и уже упоминаемый нами Пуджари Госвами, автор комментария к «Гита-говинде», объясняя тот же стих о Курмадеве, а также и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Бхакти-расамрита-синдху-бинду».
Цвет этой расы  пингала, желто-коричневый.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада и Шри Курмадев
Именно этот аспект Господа Курмы имеет прямое, но на первый взгляд незаметное отношение ко всем последователям Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Ведь еще в юном возрасте, в 1881 году, Бимала-прасад начал поклоняться своему первому Божеству, которым стал именно Курма-шалаграма. Тогда Шрила Бхактивинода Тхакур начинал строить дом в Калькутте, который стал известен как «Бхакти-бхаван» («Дом Бхакти»). Во время рытья котлована под фундамент была найдена шалаграма-шила, оказавшаяся Курмадевой. Бхактивинода Тхакур дал ее своему семилетнему Бималу в ответ на его желание поклоняться этой форме Господа. Тхакур также дал ему наставления относительно Курма-арчаны и также дал ему соответствующие мантры.
Один из учеников Шрилы Сарасвати Тхакура, Шрипада Бхакти Виласа Бхарати Махарадж в своей книге «Шри Шрила Прабхупадер Вайшиштйа о Самадхан сампад» детально проанализировал важность этого момента в его жизни с точки зрения расы. Я приведу суть его описания, добавив также несколько уместных цитат из священных писаний. Духовная раса всегда является чаматкарой или адбхутой (удивительной), и так же как Курмадева является основой и поддержкой всего мироздания (в описаниях йога-питха всегда упоминается, что в основе его находится Курма), так и каждая раса является удивительной. Шрила Кави Карнапура в своей «Аланкара-каустубхе» (5.72) объясняет почему удивление есть суть расы:
расе сараш чаматкаро йам вина на расо расах | тач чаматкара-саратве сарватраивадбхутам расах ||
«Удивление (изумление) суть расы. Без него раса не может быть расой. Поскольку раса содержит изумление как свою суть, то раса всегда и везде удивительная».
Повелитель настроения удивления (адбхута-расы)  Курмадева. Поэтому в самом конце Шримад-Бхагаватам (12.13.2) приводится молитва, обращенная к Курмадеву. Деяния Шри Чайтаньи Махапрабху в высшей степени удивительные. Он дарует то, что до него не даровала ни одна форма Господа. Он дарует высшую любовь к Богу всем, даже самым падшим, не делая различий. Подобно тому, как в конце Шримад-Бхагаватам приводится молитва Курмадеву, так и в конце Шри Чайтанья-чаритамриты (Антья, 17) описано, как Шри Чайтанья Махапрабху принял облик Курмы, черепахи, когда его охватили в высшей степени удивительные, неописуемые чувства духовных переживаний.
Относительно этой формы черепахи, которую принял Шри Чайтанья Махапрабху, Бхактивинода Тхакур пишет в «Джайва-дхарме (27 глава):
«Необычные признаки, такие как курмакара, принятие формы черепахи в результате экстатических эмоций, которые проявил наш возлюбленный Шри Нимай Чайтанья, невозможны для садхак и не имеют к ним отношения».
Когда Махапрабху танцевал во время Ратха-ятры с сильнейшим желанием осознать сладость от наслаждения своей же красотой, как ею наслаждается Шримати Радхарани, то даже Сам Джаганнатх пришел в удивление:
са джийат кришна-чаитанйах шри-ратхагре нанарта йах йенасидж джагатам читрам джаганнатхо ’пи висмитах
«Пусть славится Господь Шри Кришна Чайтанья, который танцевал перед колесницей Господа Джаганнатхи. Видя Его танец не только вся вселенная пришла в удивление, но и Сам Господь Джаганнатха был сильно удивлен». (Мадхья, 13.1).
Поэтому, будучи уполномоченным распространять это удивительное настроение и высочайшую милость, Шрила Сарасвати Тхакур с самого детства стал поклоняться господину расы удивления, адбхуты, Шри Курмадеву.
Более того, Шри Курмадева также повелевает Шри Шанидевом (Сатурном). В гороскопе Шрилы Сарасвати Тхакура Сатурн занимает одно из главных положений. Его активная, неутомимая проповедь, основание Шри Гаудия Матха и открытие множества центров по всей Индии и за ее пределами пришлись на время Шани-маха-даши (19-летнего периода Сатурна), длившуюся в его жизни с 1917 по 1936 годы.

Признаки Курма-шалаграм
В «Падма Пуране» («Уттара-кханда», 120.63), процитированной в «Хари-бхакти-виласе» (5.331), сказано:
курмас татхоннатах приштхе вартулаш чакра-пуритах | харитам варнам адхатте каустубхена ту чихнитах ||
«Курма имеет поднятую спину, круглый по форме и имеет чакру. Он зеленоватого цвета и украшен знаком Каустубхи».
Далее в Хари-бхакти-виласе (5.332) сказано:
падме ча татраива курмакара ча чакран
·ка шила курмах пракиртитах ||
«В Падма Пуране сказано: «Шалаграма-шила, которая по форме похожа на черепаху и которая украшена чакрой, известна как Курма».
В «Агни Пуране» (45.6) сказано:
курмас татхоннатах приштхе вартулавартако ситах
«Курма-шалаграма имеет поднятую спину с линиями в форме кругов. Она темного цвета».

Божества Курмадева
Хари-бхакти-виласа (18.220-222) описывает внешний вид Божества Курмадева:
«Божество Курмадевы должно быть длиной три тала. (Одна тала – это расстояние между большим и средним пальцами). Курмадева имеет 4 ноги, и каждая Его нога имеет 4 пальца. Господь Говинда, повелитель полубогов, должен быть расположен так, как будто Он является из лба Курмадевы. Вся форма Говинды должна быть видна, кроме Его пяток. Тот, кто устанавливает Божество Нри-Курмы или просто Курмы, спасает всю свою семью и обретает освобждение».

Параллель между Кришна-лилой и Курма-лилой
В 33-й главе первой части Гопала-чампу, Шрила Нарада Муни сравнивает Шри Кришну с Курмой, говоря о том, как Кришна держал холм Говардхана так, как Курмадева держал гору Мандара.

Заключительное благословение «Шримад-Бхагаватам»
«Когда Верховная Личность Бога явился в образе Курмы, черепахи, Его спину царапали острые камни, лежащие на массивной, крутящейся горе Мандаре, и это почесывание усыпляло Господа. Пусть всех вас защищают ветры, порожденные дыханием Господа в этом состоянии сна. С тех самых пор и по сегодняшний день океанские приливы и отливы, приходя и уходя, имитируют вдохи и выдохи Верховного Господа». (12.13.2)

Благословение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады
В своем «Виврити» к этому стиху Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур пишет, что все плавают на сильных волнах океана мирского бытия, которым нет конца и края. Ведические писания с выдохом Шри Курмы Бхагавана даруют восприятие истины в сердце дживы и устраняют ее неведение. Если принять Шри Каматха-деха Бхагавана (Господа, принявшего форму черепахи) за спящего, то его вдох и выдох можно рассмотреть с точки зрения наслаждения и отречения обусловленных душ. Но воздух, который исходит от Адхокшаджа Курмы, непостижимого для материальных чувств, исполнившись милости, спасает обусловленные души от наслаждений и отречения. Пусть же это духовное дыхание Курмадева спасет удачливые души от материальных представлений! На Его спине находится гора Мандара, пробуждающая удачу, которая почесывает Его тело, чтобы устранить Его зуд. Его сон дает надежду обусловленным душам (букв. «вдыхает в них жизнь») и далеко уводит их от приверженности их ума к объектам чувств и от понимания того, что Господь похож на кусок камня. Пусть же этот воздух дыхания Господа успокоит зуд ненужных споров, мучащий обусловленные души. Пусть же явление Курма-аватары и необходимость деяний Курмы в сочетании с благоприятным ветром в сердцах обусловленных душ успокоит их зуд мирских наслаждений!

шри-курмарпанам асту


Шри даша-аватара-стотра Шри Джаядева Госвами
1 пралайа-пайодхи-джале дхритаван-аси ведам вихита-вахитра-чаритрам акхедам кешава! дхрита-мина-шарира! джайа джагадиша! харе
О Кешава! О Господь в образе рыбы! О Джагадиша! Ты ограждаешь Своих преданных от всех невзгод. Слава Тебе! Во время вселенского потопа, приняв образ гигантской рыбы, Ты легко спас Веды, а также Сатьяврату Риши и семерых мудрецов. [Когда демон Хаягрива похитил Веды, Господь Вишну воплотился в образе Матсьи, чтобы убить демона и спасти Веды.]
2 кшитир-иха випулатаре тиштхати тава приштхе дхарани-дхарана-кина-чакра-гариштхе кешава! дхрита-курма-шарира! джайа джададиша! харе
О Кешава! О Господь в образе черепахи! О Джагадиша! О похититель сердец Своих преданных! Слава Тебе! В образе черепахи Ты держишь на Своей гигантской спине гору Мандара и всю землю, отчего спина Твоя покрылась красивыми узорами. 
3 васати дашана-шикхаре дхарани тава лагна шашини каланка-калева нимагна кешава! дхрита-шукара-рупа! джайа джагадиша! харе 
О Кешава! О Господь в образе вепря! О Джагадиша! О Харе, уносящий все грехи преданного! Слава Тебе! На кончике Твоего клыка, словно пятно на Луне, покоится Земля, которую Ты поднял со дна вселенского океана.
4 тава кара-камала-варе накхам адбхута-шрингам далита-хиранйакашипу-тану-бхрингам кешава! дхрита-нарахари-рупа! джайа джагадиша! харе
О Кешава! О Господь в образе человекольва! О Джагадиша! О Харе, избавляющий преданных от всех страданий! Слава Тебе! Своими прекрасными, как лепестки лотоса, ногтями, Ты легко, как осу, разорвал на части тело демона Хираньякашипу. [Хотя обычно оса разрывает лепестки лотоса, здесь, как ни удивительно, лепестки разорвали осу.]

5 чхалайаси викрамане балим адбхута-вамана! пада-накха-нира-джанита-джана-павана! кешава! дхрита-вамана-рупа! джайа джагадиша! харе
О Кешава! О Господь, принявший удивительный образ карлика-брахмана! О Джагадиша! О Харе, сокрушающий ложное эго Своих преданных! Слава Тебе! Отмеряя три шага земли, Ты Своими гигантскими шагами обманываешь Махараджу Бали, а водами Ганги, стекающими с Твоих лотосных стоп, очищаешь всех жителей этого мира.
6 кшатрийа-рудхира-майе джагад-апагата-папам снапайаси пайаси шамита-бхава-тапам кешава! дхрита-бхригупати-рупа! джайа джагадиша! харе
О Кешава! О Господь, принявший образ Парашурамы! О Джагадиша! Слава Тебе! Поливая землю потоками крови убитых Тобою демонов-кшатриев, Ты смываешь с мира грехи и избавляешь обитателей вселенной от бед и страданий.

7 витараси дикшу ране дикпати-каманийам даша-мукха-маулибалим раманийам кешава! дхрита-рама-шарира! джайа джагадиша! харе
О Кешава! О Господь, принявший образ Рамачандры! О Джагадиша! О Харе, избавляющий мудрецов от страданий! Слава Тебе! В битве на Ланке Ты сразил десятиглавого злодея Равану и подарил его головы повелителям десяти сторон света, которые давно мечтали, чтобы Ты уничтожил это чудовище, причинившее им столько несчастий.
 
8 вахаси вапуши вишаде васанам джаладабхам хала-хати-бхити-милита-йамунабхам кешава! дхрита-халадхара-рупа! джайа джагадиша! харе
О Кешава! О Господь, принявший образ Баладевы! О Джагадиша! О сокрушитель гордыни нечестивцев! Слава Тебе! Твое тело ослепительно белое, а одежды цвета синей грозовой тучи. Своим прекрасным темным цветом они напоминают воды Ямуны, убоявшейся ударов Твоего могучего плуга.

9 ниндаси йаджна видхер-ахаха шрути-джатам садайа-хридайа! даршита-пашу-гхатам кешава! дхрита-буддха-шарира! джайа джагадиша! харе
 О Кешава! О Господь, принявший образ Будды! О Джагадиша! О Харе, явившийся, чтобы рассеять мрак безбожия! Слава Тебе! Твое сердце наполнено милосердием, поэтому Ты провозгласил ненасилие высшей заповедью религии и отверг шрути, которые предписывают жертвоприношения животных.

10 млеччха-ниваха-нидхане калайаси каравалам дхумакетум ива ким апи каралам кешава! дхрита-калки-шарира! джайа джагадиша! харе
О Кешава! О Господь, принимающий образ Калки! О Джагадиша! О Харе, уничтожающий скверну века Кали! Слава Тебе! Подобно комете, предвещающей неминуемую смерть всех грешников, Ты являешься в конце Кали-юги с огромным, наводящим ужас мечом, которым уничтожаешь заполонивших землю злобных дикарей.
11 шри-джайадева-кавер идам удитам ударам шрину сукхадам шубхадам бхава-сарам кешава! дхрита-даша-видха-рупа! джайа джагадиша! харе
О Кешава! О Господь, принимающий эти десять образов! О Джагадиша! О Харе, избавляющий Своих преданных от мирских устремлений! Слава Тебе! Склонившись к Твоим лотосным стопам, я смиренно молю Тебя выслушать эту «Даша-аватарастотру», сложенную поэтом Джаядевой, ибо в ней описана суть Твоих воплощений. Эта прекрасная песня приносит всем счастье и благо.
12 ведан уддхарате джаганти вахате бху-голам-удвибхрате даитйам дарайате балим чхалайате кшатра-кшайамкурвате пауластйам джайате халам калайате карунйам атанвате млеччхан-мурчхайате дашакрити-крите кришнайа тубхйам намах
О Шри Кришна, нисходящий в образе этих десяти воплощений, я отдаю Тебе сотни поклонов. В образе Матсьи Ты спасаешь Веды, в образе Курмы держишь на Себе гору Мандара, в образе Варахи поднимаешь Своим клыком Землю, а в образе Нрисимхи разрываешь грудь демона Хираньякашипу. В образе Ваманы Ты обманываешь царя Бали, в образе Парашурамы убиваешь злобных кшатриев, а в образе Рамы побеждаешь Равану. В образе Баладевы Ты носишь плуг, в образе Будды проявляешь милосердие ко всем живым существам, а в образе Калки уничтожаешь дикарей, оставшихся на земле в конце Кали-юги.

Явление Господа Курмы ки-джай!
.
Компиляция материалов:
Ари Мардан д., Камала д.д.


Приложенные файлы

  • doc 9589326
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий