Любопытная руническая надпись из Ангердшестра (Angerdshestra)


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Любопытная

руническая надпись из Ангердшестра

(
Angerdshestra
)

Магнус Келлстрём

7 января 2018


Это уже традиция


каждый год начинать с
о статьи

о новой рунической находке͘ Но пока прошла
только неделя, и ничего нового еще не появилось͘ Поэтому я решил посв
я
тить статью другой
рунической надписи, которую мне случайно удалось понять несколько лет назад, но я так ничего
про это и не написал͘ Она выре
зана ножом на
брусе
, первоначально расположенно
м

в

церкви

Ангердшестр
а
, к юго
-
западу от
Йёнчёпинг
а в Смоланде (
Hönköping, Småland
), и давно уже доступна
в коллекции
Государственного и
сторического музея в Стокгольме͘



Фрагменты некоторых рун, найденных н
а бревнах церкви Ангердшестра


Всё началось в июле 1910 года, когда кто
-
то проломил пол в церкви
Ангердшестра

и увидел
тридцать
брусьев
, уложенных од
ин

на друг
ой

под церковью͘ Некоторые из них содержали
фрагменты рисунков, а на других можно было заметить рунические надписи͘ Церковный викарий
Ричард Остердаль (
Richard Österdahl
) сообщил об открытии и богатом разнообразии находки в
Шведскую королевскую академию слов
есности
, откуда для изучения был отправлен недавно
назначенный куратор Андреас Линдблом (
Andreas Lindblom
).

В

результате в работу взяли 16
брусьев
, которые в августе того же года были отправлены поездом в Стокгольм͘



Церковь Ангердшестра


К большому сча
стью, что
Остердаль, что
Линдблом

сделали копии обнаруженных надписей͘
Сейчас б
русья
в некоторых местах сильно разрушены короедом, и некоторые из рун, которые
были там в 1910 году, в настоящее время отсутствуют͘ Согласно Рагнару Кинандеру (
Ragnar
Kinander
)
, который опубликовал надписи под заголовком
Sm 114

во втором собрании рунических
надписей Смоланда,
их следует интерпретировать следующим образом:


Kristus

(
D
)
o
(
mi
)
n
(
us
)(?),

Kristus kon
(
ungr
?)
, Kristus sunr ͙ skrifaði mik á Óláfs degi ͙ Guð mik signi ͙
mi
llesimo ducentesi
(
mo
) ͙


«Kristus :erren(?), Kristus konungen(?), Kristus sonen ͙ skrev mig på Olovs dag ͙ Gud väl
signe mig ͙
(året) tolvhundra ͙
»


«
Христос

Господь
(?),
Христос

правитель
(?),
Христос

сын

͙
написал

в

день

Олав
а

͙
Боже,
благослови меня ͙
(год) тысяча двести ͙»


Тексты написаны как на просторечии, так и на латыни и, предположительно, были вырезаны при
постройке новой церкви͘ На латыни присутствовала даже предполагаемая дата вырезания
надписей «тысяча двести», и когда позже
брусья

были дендр
одатированы

1226 годом

(
д
ендрохронология


наука о
методах
датировк
и

в т͘ч͘

древних предметов и археологических
находок, основанная на изучении годичных колец древесины


прим͘
), это было встречено очень
хорошо͘


Однако интерпретировать можно не все надпи
си с
брусьев

из
Ангердшестра
͘ По словам
Кинандера, тот, кто вырезал руны в день Олова (т͘е͘ 29 июля), должен носить имя
iokis
,
что
выглядит очень странно͘ Там же встречается длинная руническая последовательность, которую
Кинандер читает как
ærækomræ
-
þium :

f
[
il
]

: þisræ
-
þium
,

и
, похоже, не

видит в ней ничего
примечательного
.


Так совпало, что именно эту надпись мне удалось увидеть целиком несколько лет назад͘ На самом
деле, стоит поблагодарить за это Андреаса Линдблома͘
Именно благодаря его записи в цифровом
каталоге
Государственного и
сторического музея я
увидел
некоторые детали, о которых никогда не
думал раньше
, и которые помогли решить эту загадку͘



Копия Андреаса Линдблома
, снятая с оригинала рунической надписи на бревнах церкви
Ангердшестра, обнаруженных в 1910 году


Всё началось с того, что слово «Христос» (
Kristus
)

было написано через
l
, а не через
t
, формируя в
итоге
krislus
.
Резчик, таким образом, перепутал
t

и
l
, кото
рые в средневековом руническом ряду
(
футорке


прим͘
)
зеркально отражали друг друга͘
Я также заметил,

что две
неопознанные

рун
ы

в

последовательности
ærækomræ
-
þium : f
[
il
]

: þisræ
-
þium

больше всего похожи на

n
-
руны
,
ножка
которых выходит из середины вертикальной линии, а затем идет вниз вдоль основания


вариант, типичный для
поздних
надписей͘
Самое странное, однако
,
что Линдбл
ом

записал
r
-
руны

как пунктированные (
Stungna runor
)
.
Это особенно редкая форма, которая исп
ользовалась в
нескольких средневековых надписях
, чтобы отметить так называем
ый

палатальн
ый

r

(
палатальные согласные

образуются при взаимодействии средней части спинки
языка с твердым нёбом (palatum)
, что смягчает звук͘ В древнескандинавских языках было два
типа
r
-
звуков: обычный
r
-
звук, который сохранился до сих пор, и палатальный
r
͖ впоследствии
последний был заменен на обычный
r
-
звук


прим͘
)͘ Там, где у Кинандера находится
r
-
руна,
Линдблюм изобраз
ил пунктированную
b
-
руну, т͘е͘
p
.



Это побудило меня попытаться прочитать другие
r
-
руны в этой надписи как
p
-
руны͘

Вместе

с
предполагаемым
и

n
-
рунами, я получил

kompænþium
, что выглядело как наиболее понятное
слово͘
Мне известно, ч
то такое
«
kompendium
» на

современном шведском

(
конспект, краткое
руководство


прим͘
)
, но что это значит на латыни?

К сожалению, я должен признать, что мои
знания
этого
язык
а

довольно ограничены,
поэтому пришлось заглянуть в словарь͘

Оказалось
,
что

compendium

на латыни означает «
сбережения
» и «прибыль
, избыток
»

после сделки
.

Это
выглядело многообещающим, и когда я попытался прочитать
остальные
руны
таким же образом
,
я получил

(игнорируя последнюю
i
-
руну)

þispænþium
͘ Поиск слова
dispendium

в том же словаре
привел к значению «
убыток, затраты, потери
»͘


Прибыль,
убыток
...!

Я вдруг понял, что вышел на след правильной интерпретации, и что стало
возможным понять смысл всего предложения͘ Между

словами

compendium

и

dispendium

стояли
руны

f
[
il
].
С вышеупомянутым
krislus

в конце строчки было нетрудно догадаться, что это следует
воспринимать как
fit
, а третье лицо указывает на
неправильн
ый

глагол
fio
,

factus sum
,

fiere



«стать», «происходить», «быть»͘



Копия рунической надписи на бревнах церкви Ангердшестра, обнаруженны
х в 1910 году,
которую сделал Ричард Остердаль


Оставались только первые руны, которые Кинандер трактовал как
æræ
, но Линдблом видел здесь
sæpæ

с несколько странной
s
-
руной͘ Это не может быть ничем иным, кроме наречия
saepe
,
«часто»͘ Тогда всё предложение должно выглядеть так:
Saepe compendium fit dispendium

(Прибыль
часто является потерей)!


Это похоже на старинную поговорку, котор
ая

наверняка должна было встречаться где
-
то еще, но,
как ни странно, несмотря на все поиски, я т
ак и не нашел прямых параллелей͘ Существует, однако,
похожее
выражение:
unius compendium,

alterius dispendium

(прибыль для одного


потеря для
другого)͘


Но почему же кто
-
то написал на церковной стене, что «прибыль часто является потерей»
?

Неужели плотник

или строитель был недовол
е
н оплатой строительства церкви?

Или

же надпись
вырезали позднее совсем в другом контексте?


На нескольких брусьях присутствуют фрагменты рисунков, датируемые
XVI

веком͘ Стоит
упомянуть, что глагол
skriva

(
писать, записывать



прим͘
) (который происходит от лат͘
scribo
,

scribere
)

в средние века означал
не только

«писать», но и «рисовать»͘ Возможно, руны
вырезал недовольный художник
XVI

века͘ Длинна
я

ножка у
n
-
рун, как и
/
d
/
, вырезанная в виде
þ
,
действительно могли быть добавл
ены в надпись уже после͘ В то же время известно, что
þ
-
руна
применялась в латинских записях в качестве буквы
/d/
.
Надпись из

церкви
Пьеттерюд
а

в
Смоланде
(
Pjätteryds kyrka
,

Småland
,

Sm 38
), датируемая примерно
XIII

веком, содержит пример
записи слова
domin
us

как
þominus
,
и
benedicta



как
bænæþ
[
ikta
]
.




Брусья из коллекции Государственного исторического музея͘ Самые длинные надписи найдены
на внутренней стороне бруска, который находится справа ближе к стене


Стоит также упомянуть, что я не только
довольствовался фотографиями из архивов, но и лично
взглянул на надписи в октябре 2014 года͘ Брусья хранятся в коллекции Исторического музея
Тумбы (
Tumba
), и изучить их не так
-
то просто͘ Дело в том, что некоторые из них достигают девяти
метров в длину, поэ
тому их невозможно перемещать и рассматривать со всех сторон͘ Кроме того,
наиболее интересные надписи оказались направлены в стену, и чтобы их рассмотреть, мне
приходилось ложиться на пол в узком проёме между стеной и брусом͘


В таком неудобном для исслед
ования положении я и получил объяснения, почему
p
-
руны и
n
-
руны выглядели так необычно͘ Вертикальные линии рун до
ходят до края (см͘ изображение выше
)
и, вероятно, некоторые из них продолжаются на следующей стороне бруса͘ В этом случае
p
-
руны
и
n
-
руны будут

иметь нормальную для средневековья форму͘


Изучение надписей также привело к ряду других открытий͘

Согласно Кинандеру, на одном из
брусьев можно встретить руническую последовательность

[
gu
]
ri
.

На самом деле, это две разных
последовательности, которые вырезаны по отдельности (!) в самом конце бруса͘ С
разу за
ri

следует что
-
то, что может
превращать их в ветвистую

рун
у

(
lönnrunor
) 3:6 (т͘е͘
k
)
, что целиком,
видимо, читается как
n
.
Похоже, что
эта пара является окончанием, а не началом личного
имени͘


Имя человека, который вырезал (или окрасил) руны в День Олова следует читать не
iokis
, как
предлагалось ранее, а
-
o
nis
.

Связь между
k

и
n

уже отмечали Остердаль и Линдблом, но первая
руна была по
вреждена и, возможно, первоначально у нее была еще одна линия слева͘ Однако, я
не знаю,
какое имя тут подразумевается͘


На самом деле, у меня даже нет полной уверенности в том, что на одном из брусьев есть надпись
«тысяча двести» на латыни͘ По сравнению с

интерпретацией Линдблома, становится ясно, что
некоторые руны должны отличаться от тех, что увидел Кинандер͘ Эту надпись было бы
значительно легче изучить на самом брусе, но, к сожалению, сегодня древесина находится в
очень плохом состоянии͘ Кроме того, б
рус лежит таким образом, что руны перевернуты, и это
затрудняет отслеживание нечетких линий вперемешку с тоннелями короедов, и сравнение с
интерпретациями Линдблома и Кинандера͘


Я должен признать, что в октябре 2014 года мне хотелось разобраться с этим
как можно быстрее
,
и я сразу же думал продолжить в другой раз͘ Этот повторный визит пока еще не состоялся, но,
возможно, он попадет в мои планы на 2018 год͘ Рунические надписи из
Ангердшестра

изучены
отнюдь не целиком͘






Приложенные файлы

  • pdf 9578640
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий