А. Фет. Материалы к ЕГЭ.


А. Фет.
Вечер , Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали.., Я тебе ничего не скажу, Я пришёл к тебе с приветом, Одним толчком согнать ладью живую…, Это утро, радость эта… , «Еще майская ночь…», Я пришел к тебе с приветом…, Шепот, робкое дыханье, Какая ночь! Как воздух чист…, Одинокий дуб, Ты отстрадала, я еще страдаю… , На заре ты ее не буди…, Учись у них - у дуба, у березы, Ещё весны душистой нега…
Особенности лирики.
Предмет его поэзии – красота. Фет не устает напоминать, что именно воспроизведение мира как красоты является главной задачей поэта.
Особый романтизм.
У Фета практически отсутствуют характерные для романтизма мотивы отчуждения, ухода, бегства, противопоставления "естественной жизни искусственному бытию цивилизованных городов». Его поэзия гармонична.
Основные мотивы его лирики – природа и любовь.
Фет создаёт целые циклы стихов о связи человека и природы: «»Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море».
Он первый русский поэт-экспрессионист.
Экспрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновениях, случайных снимках памяти; предмет не изображается, а фиксируется обрывками и не складывается в цельную картину; художник стремится обыкновенное показать необычно.
Все пейзажи у Фета выражают состояние человеческой души. Чувство единства с природой – это счастье.
Особенности поэтики  "Самый частый эпитет, который прилагает Фет к явлениям природы, - "трепещущий«, "дрожащий».
"Трепет", действительно, одно из ключевых состояний фетовского мира, в равной степени относящееся к жизни природы и жизни души. Трепещет всё: хоровод деревьев, звук колокольчика, сердце, одинокий огонек, ивы, совесть, руки, звезды счастья.Покуда на груди земной Хотя с трудом дышать я буду, Весь трепет жизни молодой Мне будет внятен отовсюду.("Еще люблю, еще томлюсь...")    
 Он "не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже
таких тем, которые легко поддаются выражению словом». ( Петр Ильич Чайковский).
  Отношения человека и мира имеют у Фета бесконфликтный характер. Гармония, радость бытия - не мгновения ("Все во мне, и я во всем" Тютчева), а устойчивое состояние фетовского мира.       
Фет -- мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека.
Философские стихи Фета, посвященные жизни природы: "Ещё майская ночь", "Это утро, радость эта...", "Летний вечер тих и ясен...", "Я пришел к тебе с приветом...", "Заря прощается с землею...".
Фет - мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Природа важна для него не сама по себе, а как источник красоты, рождающей ответные движения к прекрасному в человеческой душе. Его стихи наполнены философским смыслом, потому что в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы. Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных художественных образов, рисующих сложную духовную жизнь человека.
Природа в творчестве Тютчева и Фета.
Будучи близки к идеологии «чистого искусства», оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своем творчестве. Для Тютчева и Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души.Однако для Тютчева более характерно отношение к природе с позиций разума, а для Фета – с позиций чувства. Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века.
Едва ли без Фета было бы возможно явление в русской литературе Блока и Мандельштама. Тютчев же стал своего рода «учителем» русских символистов. Так своеобразно преломилась за столетие традиция пейзажной лирики, идущая от Жуковского и Пушкина. Лирика Фета – это вселенная красоты, три основные составляющие которой – природа, любовь и песня. Природа занимает в его творчестве важнейшее место, что отражается даже в названиях большинства его стихотворных циклов: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега»… Фет идеализирует природу. Чем сильнее захватывает его эстетическое восприятие природы, тем дальше он уходит от реальности.
Фет и Некрасов.
Восприятие А.А.Фета русской природы существенно отличается от восприятия ее Н.А. Некрасовым. Разница вызвана в первую очередь тем, что Некрасов – реалист, а Фет –романтик.
В отличие от произведений Фета природа, изображаемая Некрасовым, русская природа унылых равнин и дорог, бедна и печальна, она навевает щемящую тоску.
Одно из замечательнейших открытий Некрасова – это «ритм уныния». Для него характерны особенное построение фразы со множеством придаточных предложений, переходящих из строки в страну, использование трехсложных размеров.
В сочетании с «бедными» глагольными рифмами это создает ощущение какой-то бесконечной протяженности, рождает ассоциации, которые и подразумевал Некрасов, - с бескрайними просторами России, с бесконечностью и печалью ее степей, дорог, полей:
Чу! Тянутся в небе журавли,
И крик их, словно перекличка
Хранящих сон родной земли
Господних часовых, несется
Над темным лесом, над селом,
Над полем, где табун пасется,
И песня грустная поется
Перед дымящимся костром…
(«Несчастье»)
Но не только «русской печалью» живет родина в стихах Некрасова, у
него можно найти и упоение красотой русской природы (например, в поэме «Тишина»). Есть у него и такие стихи, где прямо, а не «от противного» выражено «идеальное состояние мира» (например, «Крестьянские дети», «Зеленый шум»). Но и в самых светлых по тону образах сквозит у Некрасова «русская печаль». Она входит составной частью в само представление об идеале.
Если у Некрасова природа одушевлена, очеловечена, то у Фета, по наблюдениям исследователя Е. Ермиловой, как раз наоборот: на свою человеческую жизнь Фет проецирует события природы. У Фета она живет своей собственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени духовного подъема может быть к этой жизни причастен:
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
«Еще майская ночь…»
Какая ночь! На всем какая нега!Благодарю, родной полночный край!Из царства льдов, из царства вьюг и снегаКак свеж и чист твой вылетает май!Какая ночь! Все звезды до единойТепло и кротко в душу смотрят вновь,И в воздухе за песнью соловьинойРазносится тревога и любовь.Березы ждут. Их лист полупрозрачныйЗастенчиво манит и тешит взор.Они дрожат. Так деве новобрачнойИ радостен и чужд ее убор.Нет, никогда нежней и бестелеснейТвой лик, о ночь, не мог меня томить!Опять к тебе иду с невольной песней,Невольной - и последней, может быть.1857
Тест.
Это утро, радость эта,Эта мощь и дня и света,Этот синий свод,Этот крик и вереницы,Эти стаи, эти птицы,Этот говор вод,Эти ивы и березы,Эти капли — эти слезы,Этот пух — не лист,Эти горы, эти долы,Эти мошки, эти пчелы,Этот зык и свист,Эти зори без затменья,Этот вздох ночной селенья,Эта ночь без сна,Эта мгла и жар постели,Эта дробь и эти трели,Это все — весна.1881 (?)
С-4. Какое состояние человека описано в стихотворении?
Б-8. Сколько предложений в стихотворении?
Б-9. Как называется вид звукописи, при которой происходит повторение одинаковых согласных звуков?
Б-10. Как называется стихотворный размер, которым написано стихотворение?
Б-11. Как называется приём выделения значимого для автора слова, заключающийся в неоднократном его повторении?
Б-12. Как называется сочетание стихов, образующее объединённое (как правило) рифмой ритмическое и синтаксическое единство?
С-5. Как различные поэтические приёмы помогают автору передать чувства и переживания, испытываемые человеком с приближением весны?
С-6. Какие произведения русской лирики о весне, противоположные по чувствам стихотворению Фета, вы знаете? В чём они противоположны?
"Это утро, радость эта…" - настоящий весенний пейзаж, бережно "нарисованный" поэтом.
Такое впечатление, что Фет изобразил лишь миг, то, что произошло однажды и больше никогда не повторится.
Это - картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства.
Фет любуется природой; при этом он не столько описывает природу, сколько передает чувство, которая она вызывает.
Я пришел к тебе с приветом…
Я пришел к тебе с приветом,Рассказать, что солнце встало,Что оно горячим светомПо листам затрепетало;Рассказать, что лес проснулся,Весь проснулся, веткой каждой,Каждой птицей встрепенулсяИ весенней полон жаждой;Рассказать, что с той же страстью,Как вчера, пришел я снова,Что душа все так же счастьюИ тебе служить готова;Рассказать, что отовсюдуНа меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, – но только песня зреет.1843
Ключевые слова: привет, солнце, свет, трепет листьев. По эмоциональному смыслу они близки, создают представление о радости, счастье, любви.
Предметы внешнего мира и чувства героя соотносятся: просыпается лес – просыпается человеческое сердце.
Лексические повторы («рассказать», «проснулся», «каждой», союзы что…что…что)) придают всему стихотворению ощущение единства.
Лексика преобладает поэтическая и бытовая, выделяются такие тропы, как эпитеты (горячий свет), метафоры (солнце затрепетало по листам), олицетворения (лес проснулся, солнце встало).
Написано четырёхстопным хореем.
Концовка стихотворения завершает лирический сюжет: любовь и радость разрешаются песней. Песня – это высший взлёт, высшая точка радости.
Шепот, робкое дыханье.
Шепот, робкое дыханье.Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья.Свет ночной, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица,В дымных тучках пурпур розы,Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,И заря, заря!..1850
Необычна форма стихотворения: перечисление через запятую впечатлений поэта.
Выражено органическое единство души человека и природы.
Отсутствуют глаголы.
Всё стихотворение – одно восклицательное предложение.
Первая строфа – свидание влюблённых. Даны неброские детали ночного мира.
Вторая строфа – более обобщённые и неопределённые образы природы, которые отражаются на деталях изображения человека («ряд волшебных изменений милого лица»).
В третьей строфе конкретность и обобщённость сливаются, создавая впечатление объёмности мира (в поле зрения поэта – небо, охваченное зарёй). Состояние человека органически входит в этот мир, наполняясь его общим содержанием.
Восклицание « и заря, заря!» - высшая точка напряжения человеческого чувства и прекраснейшего мгновения в жизни природы.
Цветовая симфония: от приглушённых красок ( серебро ручья, ночные тени, свет ночной) – к ярким, контрастным тонам в финале (пурпур розы, отблеск янтаря). Эти изменения выражают течение времени – от ночи к заре. Параллельно накаляется и чувство человека:
И лобзания, и слезы,И заря, заря!..
Какая ночь! Как воздух чист…
Какая ночь! Как воздух чист,Как серебристый дремлет лист,Как тень черна прибрежных ив,Как безмятежно спит залив,Как не вздохнет нигде волна,Как тишиною грудь полна!Полночный свет, ты тот же день:Белей лишь блеск, чернее тень,Лишь тоньше запах сочных трав,Лишь ум светлей, мирнее нрав,Да вместо страсти хочет грудьВот этим воздухом вздохнуть.1840-1892
С-4. Как название стихотворения помогает понять его основную мысль?
Б-8. Выпишите из текста примеры обращения.
Б-9. Как называется восклицание, цель которого состоит в усилении выразительности речи, в усилении эмоционального восприятия?
Б-10. Как называется вид тропа, при котором происходит уподобление одного предмета другому по сходству или контрасту?
Б-11. Как называется вид тропа, при котором происходит представление неодушевлённого предмета как одушевлённого?
Б-12 Из последней строки стихотворения выпишите определение, относящееся к слову «ночь», являющееся неожиданным в стихотворении о весне - времени возрождения и обновления.
С-5. Как различные поэтические приёмы и средства изобразительности помогают автору передать чувства и переживания, связанные с любованием русской весенней ночью?
С-6. Назовите стихи русских поэтов, в которых есть описание ночи. В чём сходство и в чём различие в чувствах, переданных в этих стихах и в стихотворении Фета?
Ответы:
Б-8 край, ночь
Б-9 риторическое восклицание
Б-10 метафора
Б-11олицетворение
Б-12 последняя
«Одинокий дуб»
Смотри,- синея друг за другом,
Каким широким полукругом
Уходят правнуки твой!
Зачем же тенью благотворной
Всё кружишь ты, старик упорный,
По рубежам родной земли?
Когда ж неведомым страданьям,
Когда жестоким испытаньям
Придет медлительный конец?
Иль вечно понапрасну годы
Рукой суровой непогоды
Упрямый щиплют твой венец?
И под изрытою корою
Ты полон силой молодою.

Так старый витязь, сверстник твой,
Не остывал душой с годами
Под иззубренною мечами,
Давно заржавленной броней.
Всё дальше, дальше с каждым годом
Вокруг тебя незримым ходом
Ползёт простор твоих корней,
И, в их кривые промежутки
Гнездясь, с пригорка незабудки
Глядят смелее в даль степей.
Когда же, вод взломав оковы,
Весенний ветр несет в дубровы
Твои поблеклые листы,
С ним вести на простор широкий,
Что жив их пращур одинокий,
Ко внукам посылаешь ты. 1856
Так старый витязь, сверстник твой,
Не остывал душой с годами
Под иззубренною мечами,
Давно заржавленной броней.
Всё дальше, дальше с каждым годом
Вокруг тебя незримым ходом
Ползёт простор твоих корней,
И, в их кривые промежутки
Гнездясь, с пригорка незабудки
Глядят смелее в даль степей.
Когда же, вод взломав оковы,
Весенний ветр несет в дубровы
Твои поблеклые листы,
С ним вести на простор широкий,
Что жив их пращур одинокий,
Ко внукам посылаешь ты. 1856
Приём олицетворения придаёт образу дуба глубокий смысл: он предстаёт перед нами не только как часть пейзажа, но и как аллегорический образ одинокого человека, лишённого близких, друзей, взаимопонимания. Образ дуба лишён конкретики, даны лишь его отдельные детали («изрытая кора», «простор корней», «поблеклые листы»).В первой строфе особенно важен образ круга, обладающего охранительной силой. Здесь заявлена тема преемственности поколений («правнуки твои»), тема старости и смерти.
Во второй строфе эти темы получают дальнейшее развитие в форме риторических вопросов.
Третья строфа – кульминационная: мысль о смерти побеждается мыслью о жизненной силе, о силе духа, сохранённой в старости: «И под изрытою корою /Ты полон силой молодою», « НЕ ОСТЫВАЛ ДУШОЙ С ГОДАМИ».
В ЧЕТВЁРТОЙ СТРОФЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ НОВЫЙ ОБРАЗ (НЕЗАБУДКИ), ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИЙ ЮНОСТЬ И ПАМЯТЬ. Финал оптимистичен. Звучит тема вечного обновления жизни. Связь с потомками не разорвана.
С3. В каком стихотворении А.Пушкина поднимется тема преемственности поколений? Сопоставьте два стихотворения на одну тему.
Любовная лирика
Стихи Фета о любви созвучны его концепции красоты мира. Любовь не умолкает в его стихах 1880-х годов, написанных уже достаточно пожилым человеком. Поэтическая речь Фета гармонична, музыкальна, наполнена красками, звуками, запахами. Лирика поэта полна радости, света, которые рождает ощущение гармонии мира. Именно она помогает человеку преодолевать драматические ситуации жизни, тревоги и напряжения любви. Фет -- мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека. Для поэта характерны фрагментарность, эскизность и повышенная эмоциональность в изображении единства мира природы и чувств человека, метафоричность поэзии, динамичность и музыкальность художественных образов, необычный синтаксис, полный параллелизмов, повторов, ритмических пауз, богатых поэтических интонаций, звуковой инструментовки. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни.     Вдохновением для поэта была его любовь к дочери помещика Марии Лазич. Насколько их любовь была высока и огромна, настолько и трагична. Мария Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, ее смерть была темна и загадочна, можно даже предполагать, что это было самоубийство. Чувство вины постоянно преследовало Фета на протяжении всей его жизни, современники отмечали холодность, даже некоторую жестокость Фета в жизни. И, может быть, все же переживания о потере своей любимой нашли свое отражение в другом мире Фета -- мире лирических переживаний, настроений, чувств, воплощенных в стихотворения. Фет ощущал себя в другом бытии, мире поэзии, где он не одинок, а рядом с любимым человеком. Они снова вместе, и никто не сможет их разлучить.     И хоть жизнь без тебя     Суждено мне влачить,     Но мы вместе с тобой,     Нас нельзя разлучить.   Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения     « Ты отстрадала, я еще страдаю»...   В тиши и мраке таинственной ночи»...     Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта -это стремление к идеалу и надежда за воссоединение с ним.
«Нет, я не изменил. До старости глубокой...»
 Стихотворение «Нет, я не изменил. До старости глубокой...» не описывает и не показывает того, к кому оно обращено. Но из строк стихотворения мы понимаем, что оно посвящено Марии Лазич. 
Нет, я не изменил. До старости глубокой Я тот же преданный, я раб твоей любви. 
 Мы видим, что до конца жизни Мария Лазич осталась его единственной любовью.        Памяти о ней посвящены шедевры любовной лирики Фета, датированные 50-ми, 60-ми, 70-ми, 80-ми гг. («Неотразимый образ», « Старые письма», «В тиши и мраке таинственной ночи», «Ты отстрадала, я еще страдаю», «Долго снились мне вопли рыданий твоих».Ты отстрадала, я еще страдаю,Сомнением мне суждено дышать,И трепещу, и сердцем избегаюИскать того, чего нельзя понять. А был рассвет! Я помню, вспоминаюЯзык любви, цветов, ночных лучей.-Как не цвести всевидящему маюПри отблеске родном таких очей! Очей тех нет - и мне не страшны гробы,Завидно мне безмолвие твое,И, не судя ни тупости, ни злобы,Скорей, скорей в твое небытие!
На заре ты ее не буди…
На заре она сладко так спит;Утро дышит у ней на груди,Ярко пышет на ямках ланит.И подушка ее горяча,И горяч утомительный сон,И, чернеясь, бегут на плечаКосы лентой с обеих сторон.А вчера у окна ввечеруДолго-долго сидела онаИ следила по тучам игру,Что, скользя, затевала луна.И чем ярче играла луна,И чем громче свистал соловей,Все бледней становилась она,Сердце билось больней и больней.Оттого-то на юной груди,На ланитах так утро горит.Не буди ж ты ее, не буди...На заре она сладко так спит!
Любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Ведь чувство любви очень противоречиво и чаще всего несет не только счастье, но и муки. В стихах Фета часто встречаются такие сочетания, как «радость - страдание»: «блаженство страданий», «сладость тайных мук». Стихотворение «На заре ты ее не буди» все наполнено таким двояким смыслом. На первый взгляд, перед нами безмятежная картина утреннего сна девушки. Но уже второе четверостишие сообщает какое-то напряжение и разрушает эту безмятежность:      И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон.Появление «странных» эпитетов, таких, как «утомительный сон», указывает уже не на безмятежность, а на какое-то болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объясняется причина этого состояния, стихотворение доходит до кульминации: «Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней». Напряжение нарастает, и вдруг последнее четверостишие совершенно меняет картину, оставляя читателя в недоумении: «Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит». Эти строки представляют контраст с серединой стихотворения и возвращают нас к гармонии первых строк, но уже на новом витке. Призыв «не буди ж ты ее» звучит уже как крик души.
Тест.
«Учись у них - у дуба, у березы...»
Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима.
Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне.
Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
31 декабря 1883
С-4. Какие душевные переживания, какие жизненные события могли подтолкнуть поэта написать в последний день уходящего года приведённое стихотворение?
Б-8. Назовите литературное течение, сложившееся в середине 19 века, сторонники которого считали, что в мире красоты, искусства можно укрыться от социальных проблем, обрести истинную независимость. К этому течению, по мнению литературоведов, принадлежал и Фет.
Б-9. Какое требование, выраженное глаголами (в каждой строфе стихотворения), автор обращает одновременно к самому себе и читателю? Выпишите эти глаголы. Б-10. Выпишите слова, относящиеся к просторечной лексике.
Б-11. Выпишите слова, относящиеся к высокому стилю речи (старославянизмы).
Б-12. Какой приём лежит в основе композиции стихотворения, если в первой и второй строфах говорится о жестокой зимней поре, страданиях, а в последней, третьей, - о грядущей весне, тепле, новом дыхании жизни?
С-5. Какие поэтические приёмы и как помогают автору передать главную мысль, заключённую в словах: «Учись у них - у дуба, у березы»?
С-6. Можно ли стихотворение Фета отнести к философской лирике? Почему? Какие произведения русской лирики, которые посвящены философскому осмыслению бытия, вы знаете? Что сближает стихи Фета с этими стихами, в чём они различны?
Ответы:
Б-8 чистое искусство
Б-9 учись, молчи, верь
Б-10 сжимаяся, лютый
Б-11 гений, откровения, скорбящаяБ-12 противопоставление
Часть 2

ВЕЧЕР
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
(А.А. ФЕТ)
B8 Далеко, в полумраке, луками //Убегает на запад река…". Как называется художественное описание природы в литературном произведении?
B9 К какому приему прибегает поэт в строке: " Разлетелись, как дым, облака"?
B10 Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о "вздохах дня" в "дыханье ночном"?
B11 Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою", "рощей немою" и т.п.).
B12 Каким размером написано стихотворение А.А. Фета "Вечер"?
C3Почему А.А. Фета часто называли "певцом мгновенья"?
Тезис-ответ на вопрос С3: Что в нём будет главным? Главное: поэт в слове запечатлевает мгновенное как вечное, имеющее непреходящую ценность (вспомним: “Этот листок, что иссох и свалился, // Золотом вечным горит в песнопенье”).А.А. Фета часто называли “певцом мгновенья”, поэтом-импрессионистом, потому что он умел запечатлевать мимолётные состояния природного мира — “чудные мгновения”, и передавать радость от переживания этих “мгновений” в стихах, то есть делать преходящее вечным.
В стихотворении «Вечер» отражено не одно мгновение, а череда неповторимых состояний природы, соответствующих движению времени. Приметы вечера конкретны и загадочны одновременно: читатель видит чуткость лирического героя к каждому мигу жизни природы. Фет замечает и “ясную реку”, и “померкший луг”, и “рощу немую”, и “золотую кайму” разлетевшихся, как дым, облаков, и “голубой и зелёный огонь” ночного неба. Смена пейзажных планов — главный фетовский приём изображения природы. И каждый новый образ окружающего мира — это новое “мгновение”, из которых в лирике Фета складывается образ “красоты” — главной составляющей художественного мира поэта.
C4 Кто из русских поэтов обращался к теме родной природы и какие мотивы сближают их произведения со стихотворением А.А. Фета?
B8 пейзаж
B9 сравнение
B10 метафора<или>олицетворение
B11 эпитет
B12 анапест
Тест.
Сияла ночь. Луной был полон сад. ЛежалиЛучи у наших ног в гостиной без огней.Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,Как и сердца у нас за песнею твоей.Ты пела до зари, в слезах изнемогая,Что ты одна — любовь, что нет любви иной,И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,Тебя любить, обнять и плакать над тобой.И много лет прошло, томительных и скучных,И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,А жизни нет конца, и цели нет иной,Как только веровать в рыдающие звуки,Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
А.А. Фет.
B8 Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.
  Ответ: 
 
B9 В третьей строфе стихотворения противопоставляется поэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов». Как называется этот художественный прием?
  Ответ: 
 
В10 Как называется композиционный элемент произведения, изображающий картины природы («Сияла ночь. Луной был полон сад...»)?  Ответ: 
 
B11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) гипербола
2) анафора
3) олицетворение
4) эпитет
5) звукопись
  Ответ: 
 
B12 Определите размер, которым написано стихотворение. 
B8 повтор 0
B9 антитеза 0
B10 пейзаж 0
B11 245 0
B12 ямб С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
С4. В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
Тест.
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветёт.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
1885 г А.А.Фет
Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после текста
8. Как называется композиция стихотворения, при которой начальные строки повторяются в конце текста, как бы замыкая собой круг?
9. Как называется прием внутреннего образного сопоставления предметов и явлений, делающий картину ярче, выразительнее (мы встречаемся с ним, например, в словосочетании сердце цветет)?
10. Укажите название синтаксического приема, который заключается в повторе одного и того же слова или группы слов в начале поэтических строк (я тебе…, я тебя…).
11. Каким размером написано стихотворение?
12. Изображая ночное пробуждение природы, А.Фет использует прием повторения одинаковых или близких звуков (Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт). Как называется такой прием?
Ответы:
8. кольцевая
9. метафора
10. анафора
11. анапестом
12. звукопись
С5.Как соотносятся мотивы мгновения и вечности в поэзии А.А. Фета?
Поэзия Фета наполнена «сладкими» звуками, которые передаю! красоту и гармонию окружающего мира: «Прозвучало над ясной рекою, / Прозвенело в померкшем лугу...». Недаром многие отмечали особую музыкальность его лирики, в которой звуки музыки тоже составляющие вечности. Все это и есть те «прекрасные мгновенья», из которых она складывается. А потому у Фета мотив мгновения не только не противостоит вечности, а становится ее органической частью. Ведь выразить всю полноту мироздания возможно, лишь научившись улавливать ее в каждом миге жизни. Так устроена и сама природа, и Фет призывает нас: «Учись у них — у дуба, у березы...». Но как «остановить мгновенье» и в словах выразить «невыразимое»?
Русская поэзия билась над этой загадкой еще со времен Жуковского, но, пожалуй, именно Фету, «певцу мгновенья», удалось вплотную приблизиться к ее решению. Подобно художникам-импрессионистам, он не столько передает точную картину, сколько свои впечатления, мимолетные ощущения, «мгновенные снимки памяти», складывающиеся в цельный и психологически достоверный поэтический образ. Например, в строке из стихотворения «Вечер»: «Прокатилось над рощей немою...» — эпитет «немою» передает не качество самой рощи, а то впечатление, которое производит на поэта особое состояние природы, когда вечером, перед наступлением ночи, в лесах умолкают голоса птиц, зверей, и кажется, что вся природа замерла.
На таких же ассоциативных связях «мгновенных снимков» впечатлений, чувств, звуков построены, по сути, все стихотворения поэта, и в их числе «самое фетовское» — «Шепот, робкое дыханье...». В нем отблески, тени, колыханья природы становятся в один ряд «волшебных изменений милого лица», которое, в свою очередь, начинает восприниматься как одна из теней ночи, на смену которой идет заря. И сама любовь оказывается той вечностью, «чудные мгновенья» которой волшебная сила поэзии способна запечатлеть и подарить нам.
Так возникает искусство, в котором вечность и мгновение сплетаются в нерасторжимое единство. И мне кажется, что именно о таком художнике, как Фет, были сказаны прекрасные слова Пастернака: «Ты — вечности заложник, у времени в плену».
Стихотворение А. Фета "Это утро, радость эта..." (восприятие, истолкование оценка)
Трудно переоценить значение лирических произведений Афанасия Фета. Самые светлые и искренние чувства вызывают его стихотворения, в них мы находим разгадку своим ощущениям, порой смутным и неясным. Наш внутренний мир обогощается светлыми и яркими красками. Природа, любовь, жажда жизни - вот основные темы, проходящие через всё его творчество, ставшее образцом пейзажной и интимной лирики не только для поэтов, но и для писателей. Чтобы глубже постичь собственную жизнь, автор призывает жить в гармонии с природой, постоянно постигать этот огромный мир. В природе он видит источник жизненных сил:
... нам дорога свобода,
И буйствует не разум в нас, а кровь,
В нас вопиет всесильная природа,
И прославлять мы будем век любовь.
Читая стихи А. Фета, обнаруживаешь, что можно выразить свой внутренний мир не просто словами, а звуками, интонацией, синтаксическим строем предложения.
Это утро, радость эта,
Эта мошь и дня и света, 
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птици...
Все образы объединены, связаны указательным местоимением "это" в разных формах. Каждая строка начинается с него. По количеству строк - 18 раз! И еще шесть - в середине строк. Предложения читаются без длительных пауз, без интонации конца в строчках и строфах, на одном дыхании, ведь всё стихотворение - одно длинное предложение, в нем нет глаголов.
... Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли-эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист...
Кажется, что строчки мелькают, словно кадры в кино, и несут они какое-то напористое, бурное чувство радости. Слово "радость" и является ключиком к стихотворению.
Повтором местоимения в начале каждой строки, анафорой, создается радостное весеннее настроение. Именно повторы делают стихотворение энергичным, радостно-напряженным. Если убрать местоимения в начале строк, то картина совершенно меняется по настроению, теперь стихотворение можно прочесть с совершенно спокойной интонацией, видится томное лето в разгаре.
Даже в местоимении можно увидеть какое-то определение: либо это радость торжествующего утра, либо жизнеутверждающая мощь дня. Свод не просто синий, а лазурный, нежно-голубой или ярко-синий, у каждого читателя он свой. Говор вод шумный и торопливый, а может, размеренно журчащий. "Эти капли - эти слезы, Этот пух - не лист": эти капли можно сравнить со слезами, а может быть, это капли росы или сок раненой березы. Сравнение несет уже элемент тихой грусти или какого-то другого чувства, тихого, щемящего. Почему же "пух - не лист"? Скорее всего, это вербные почки, появляющиеся раньше листвы.
От перечисления явлений природы Фет переходит к перечислению собыий человеческого бытия: "вздох ночной селенья", "ночь без сна", "мгла и жар постели", а затем вновь обращается к миру природы - "это дробь и эти трели" и завершает - "это все-весна".
Читая это произведение, погружаешься в водоворот пробуждения природы. Кажется, что стихотворение охватило один миг, одно мнговение, а на самом деле и утро, и день, и ночь.
В своих стихах Афанасий Фет говорит душой. И эта душа живет и помогает жить, она говорит и воспламеняет, волнуется и заставляет волноваться, дает возможность дышать и петь:
Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами, - 
Звуком на душу навей.
Родная природа в стихотворениях русских поэтов (на примере стихотворений Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Никитина)
После Пушкина и Лермонтова русская поэзия словно замерла. Поле поэзии опустело, она переживала кризис. Всем казалось, что господствуют мелкие дарования, подражатели. Журналы перестали печатать стихи, интерес к ним падал. Начавшийся общественный подъем требовал от поэтов участия в поисках новых возможностей слова для выражений сложных переживаний человека. И вскоре поэзия вновь обрела себя. Наступила пора торжества реализма. Не угасает и народное начало в русской поэзии.
Родная природа всегда была неисчерпаемым, бесконечным источником вдохновения поэтов. Даже самый неяркий, спокойный русский пейзаж может преображаться, каждый автор всякий раз покажет его по-новому, волнуя и удивляя нас.
В стихотворении «Посмотри — какая мгла» Якова Петровича Полонского завораживает ночной пейзаж. Густая темнота ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Ее оттеняет тусклый блеск озера, окруженный сонными ракитами. Волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь опустила на долины.
Стихотворение делится на две части. В первой части — общий план, картина спящей природы. Во второй части на первый план выходит олицетворенный месяц, который «без приюта в небе ходит». От него исходят холод и одиночество, мы чувствуем бесприютность этого «бледного месяца». На фоне ночной мглы он особенно выделяется. «В тесном сонме сизых туч» — то есть освещенные месяцем тучи тесно окружают его. Сквозь эти тучи сквозит, проникает «фосфорический», бледный, холодный луч. Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует аллитерация на глухие согласные: «с», «т», «ч», «х», «ф».
 Эпитеты «прозрачная», «сонный», «бледный», «сизые», «фосфорический» создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона.Стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...» «громкое», звукопись создают раскатистые твердые и мягкие «р», благодаря которым мы слышим раскаты грома: «ра», «уры», «ру», «яр», «ро»: «По горам две хмурых тучи / Знойным вечером блуждали...» В отличие от первого стихотворения, данный пейзаж динамичен — это впечатление создают глаголы движения: «блуждали», «сползали», «сошлись», «не уступили», «огласили», «грянул», «засмеялось», «улеглись и обомлели» — так постепенно нарастает и успокаивается действие. Пейзаж освещается «яркой молнии ударом», разрывающим ночную тьму, он контрастен: горы, скалы, тучи, «знойный вечер», «дебри влажные». Картина живая благодаря олицетворению: «эхо резко засмеялось» в ответ на раскаты грома. Резким, громким звукам противопоставлен тягучий, приглушенный ответ: «А скала таким протяжным стоном жалобно сказалась, так вздохнула...».
В стихотворении Федора Ивановича Тютчева «Неохотно и несмело...» изображается постепенное приближение грозы, приготовления к ней природы: «принахмурилась земля». Настроение усиливается глаголами с двумя приставками: «неохотно», «принахмурилась», «исподлобья». Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две следующие строфы — саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение природы, освеженной грозой.
Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / Зеленее под грозой», «синей молнии.струя», «пламень белый и летучий» настроение: «раскаты громовые / Все сердитей и смелей». Динамизм, стремительность действию придает сравнение: «Вихрем пыль летит с полей ».
Смена настроения человека передана сменой картин природы: от неуверенности к ожиданию, затем от смятения до радости обновления, которая и определяет настроение стихотворения. Мы улыбаемся вместе с солнцем, затопляющим землю: «И в сиянье потонула / Вся смятенная земля».
В стихотворении Афанасия Афанасьевича Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...» большую роль играет олицетворение. Образ ели, которая «рукавом... тропинку завесила», словно преграждает путь лирическому герою, противодействует человеку. Главными в этом стихотворении являются чувства лирического героя: «Шумно, и жутко, и грустно, и весело, / Я ничего не пойму». Образы леса несут тревогу: «Кругом все гудет и колышется». Неуютность и безлюдность леса оживляется неожиданным далеким звуком «тонко взывающего рога» — охотничьего рожка, «глашатая медного». Живой звук разрывает безжизненное гудение леса, радует, наполняет надеждой: «Мертвые что мне листы! / Кажется, издали странника бедного / Нежно приветствуешь ты».
Стиль Ивана Саввича Никитина близок к фольклорному, народному. Об этом говорят простая лексика, традиционные сравнения в стихотворении «Встреча зимы»: снежок, «что белый пушок», «снег лежит полотном», «как алмазы горят», и ясные образы: «Смотрит весело лес / Из-под черных кудрей». Стихотворение заканчивается приглашением зимы: «Здравствуй, гостья-зима! / Просим милости к нам...»
Встреча зимы была в Покров, когда обычно выпадал первый снег, укрывал землю для отдыха, все радовались окончанию земледельческих работ, игрались свадьбы, люди ждали зиму как желанную гостью. Читая это стихотворение, мы чувствуем единение, гармонию с природой — праздничной, красивой, радостной, родной.
Настроения, мироощущения, чувства человека русские поэты передают через описание родной природы. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, и это ясно видно на примере стихотворений Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и И. С. Никитина.

Тест.
Одним толчком согнать ладьюживуюС наглаженных отливами песков,Одной волной подняться в жизньиную,Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единымзвуком, Упиться вдруг неведомым, родным,Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,Усилить бой бестрепетных сердец — Вот чем певец лишь избранныйвладеет,Вот в чём его и признак и венец.28 октября 1887 (А. А. Фет)
В8 В стихотворении сопоставлены реальный мир, для которого характерны такие образы, как “тоскливый сон”, “бой бестрепетных сердец”, “язык немеет”, и чудесный мир поэтического творчества, которым владеет только “избранный певец”. Для какого литературного направления характерно такое противопоставление реального и воображаемого миров?
В9 В первой и третьей строках стихотворения можно заметить сходное синтаксическое построение предложений, создающее единый поэтический образ (“Одним толчком согнать ладью живую...” и “Одной волной подняться в жизнь иную…”). Как называется такое сходное расположение элементов речи?
В10 В стихотворении многократно нарушается прямой порядок слов (“ладью живую”, “жизнь иную”, “певец лишь избранный” и др.), что придаёт поэтической речи особую выразительность. Как называется такая стилистическая фигура?
В11 Выпишите из первой строфы три слова-образа (в именительном падеже), которые созвучны стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус».
В12 В строке “Чужое вмиг почувствовать своим…” говорится о способности поэта передавать единичное (чувство, состояние) как всеобщее. Какому литературному роду свойственна эта черта?
Для выполнения заданий С3 — С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.
С3 В чём размышления А.А. Фета о поэтическом даре созвучны характерной для его лирики философии красоты?
С4 Чем стихотворение А.А. Фета обогащает вечную для русской лирики тему поэта и поэзии?
Ответы к заданиям В8 — В12
B 8 романтизм
B 9 параллелизм
B 10 инверсия
B 11 ладья, волна, ветр <или> ветер
B 12 лирика
 
Мотив «невыразимого» в русской литературе
     Вопрос: Почему Ф. Тютчев призывает к молчанию и кто из русских поэтов ХIХ века обращался к теме «невыразимого»?
     Контексты: В. Жуковский «Невыразимое», А. Фет
     Обоснования для сопоставления: Ф. Тютчев в стихотворении «Silentium!» призывает к молчанию, потому что считает, что понимание Другого невозможно. Глубокий внутренний мир человека непереводим на обыденный язык. Это проблема и для художника, которому кажется, что он не может точно и полно выразить в слове свои мечты, чувства, мысли: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймёт ли он, чем ты живёшь? / Мысль изречённая есть ложь». Непонимание окружающих и невозможность выразить себя делают поэта одиноким. Для Тютчева такое одиночество спасительно, поскольку даёт возможность сосредоточиться на собственном внутреннем мире, который единственный и есть хранилище онтологических знаний и представлений.
     Мотив «невыразимого» – излюбленный у поэтов-романтиков. В. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» утверждает, что поэт не может найти слово, адекватно передающее мимолётную красоту окружающего мира. В попытке выразить земным языком «святые таинства», которые «лишь сердце знает», поэт стремится постичь «природы дивные созданья». Но и здесь он бессилен: «безмолвствует искусство». Прекрасное не может быть передано в слове. Оно может быть прочувствовано художником как минутный восторг, который выразим только молчанием: «И лишь молчание понятно говорит». И всё-таки поэт должен стремиться к высокому в поэзии – выражению мимолётных, едва уловимых движений души.
     О невозможности выразить внутренний мир в слове в целом ряде стихотворений говорит и А. Фет («Как мошки зарёю…», «Поделись живыми снами…», «Какие-то носятся звуки…», «Я тебе ничего не скажу…»). Однако в отличие от Жуковского и Тютчева, которые искали выход в выразительном молчании, Фет считает, что «невыразимое» преодолимо через мелодичность речи. Чувства, мысли, мечты можно выразить гармонией звуков: «Что не выскажешь словами – / Звуком на душу навей». Отсюда «музыкальность» стихов А. Фета, которая достигается ритмическим разнообразием, мелодичностью, использованием многообразных повторов, звукописи, богатым метрическим репертуаром.

Приложенные файлы

  • docx 9575992
    Размер файла: 1 MB Загрузок: 1

Добавить комментарий