Федяев А.П. — Эхнатон и культура Древнего мира


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
ISSN 2078-1768 ВЕСТНИК КемГУКИ 28/2014
Литература
Библия: в рус. пер. – М.: Рос. библ. о-во, 1995. – 1375 с.
Коран / пер. с араб. акад. И. Ю. Крачковского. – М.: СП ИКПА, 1990. – 512 с.
Кристиан Жак. Нефертити и Эхнатон: пер. с фр. – М.: Молодая гвардия, 2006. – 215 с.
Мень А. Магизм и единобожие. – М.: Эксмо, 2005. – 704 с.
Морозов А. Загадка культа Атона // Наука и религия. – М., 1990. – № 3. – С. 37–42.
Овчинникова А. Г. Легенды и мифы Древнего Востока. – СПб.: Литера, 2002. – 512 с.
Перепелкин Ю. Я. Тайна золотого гроба. – М.: Наука, 1968. – 126 с.
Церен Э. Библейские холмы: пер. с нем. – СПб.: Литера, 2002. – 512 с.
Федяев А. П. Исход: метатеоретический анализ библейских и коранических текстов // Вестн. КазГУКИ. –
References
Biblija [The Bible]. V russkom perevode. Moscow, Rossijskoe biblejskoe obshchestvo Publ., 1995. 1375 p.
, SP IKPA Publ., 1990. 512 p.
Christian Jacques. Nefertiti i Ehnaton [Nefertiti and Akhenaten]. Perevod s francuzskogo. Moscow, Molodaja
Men’ A. Magizm i edinobozhie [Magizm and monotheism]. Moscow, Eksmo Publ., 2005. 704 p.
Morozov A. Zagadka kul’ta Atona [Mystery of cult of Aton Riddle].
Science and Religion
. Moscow, 1990, no 3,
Ovchinnikova A.G. Legendy i mify Drevnego Vostoka [Myths and Legends of the Ancient East]. Sankt-Petersburg,
Perepelkin Ju.Ja. Tajna zolotogo groba [The mystery of the golden cof�n]. Moscow, Nauka Publ., 1968. 126 p.
Fedjaev A.P. Iskhod: metateoreticheskij analiz biblejskih i koranicheskih tekstov [Outcome: metatheoretical analysis
Vestnik KazGUKI
УДК 101.1
СТАТУС ОБЫДЕННОГО В ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ
Попов С. И.,
кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Кемеров
ский институт (филиал) российского экономического университета им. Д. В. Плеханова (г. Кемерово).
Статья посвящена выяснению роли обыденного, повседневного для традиции «любви к мудрости».
Обыденность раскрывается как тема, ценностное отношение к которой специфицирует философский
процесс. Закрепление за обыденным, повседневным позитивного значения диссонирует с сущностной
интенцией философии и связано с развитием социальных наук. Сохранение в духовной культуре ува
жения к обыденному требует некоторой жертвы от «любви к мудрости»: приводит к изменению ее
функции и образа.
Ключевые слова:
обыденное, повседневное, трансцендирование, социальная реальность, объек
тивизм, ценности, дотеоретическое знание.
STATUS OF THE ORDINARY IN PHILOSOPHY AND SOCIAL SCIENCES
S. I.,
Candidate of Philosophical Sciences, Docent of Chair of Humanities, Kemerovo Institute
(Branch) of D. V. Plekhanov Russian Economic University (Kemerovo). E-mail: [email protected]
Philosophical tradition is mainly due to the essential philosophy of intention to identify the �rst
major basics of being, takes the ordinary, everyday, routine and practical non-thematic sphere as “visible,”
ФИЛОСОФИЯ
тивно сотрудн
ичавшая с гиксами, не пострадала,
а наоборот, была переведена в города на строи
тельные работы (где получила еще большую воз
можность приобретения сторонников из числа
более продвинутых горожан). В итоге к моменту
Исхода число тайных сторонников единобожия
могло составлять около одной трети всего насе
ления страны, а в их среду входили жрецы, пред
ставители знати и даже родственники самого фа
раона [10]. Поэтому в период правления фараона
Аменхотепа
III (отца Эхнатона) между египетски-
(отца Эхнатона) между египетски-
(отца Эхнатона) между египетски
ми властями и израильтянами (которых возглав
лял еще молодой Моисей) состоялась встреча,
где велись переговоры о принятии египтянами
единобожия, которые, к сожалению, закончились
безрезультатно
Третий этап распространения идеи моноте
изма в Египте связан с появлением собственной
версии единобожия и реформами Эхнатона (сле
довательно, потребность в чужеземной религии
значительно уменьшилась). В это время религиоз
ная ситуация резко изменилась, так как появилась
третья сила, то есть атонисты, рост численности
которых происходил в основном за счет сторон
ников Моисея. Ответные действия не заставили
себя долго ждать. Вначале вторая жена Эхнатона
Кэйе, тайно исповедовавшая «веру Моисееву»,
сделала попытку государственного переворота
и
была казнена [9]. После провала ее замыслов воз
никла реальная угроза «размывания» идеологиче
ской основы еврейской общины. Перед Моисеем
остро встала дилемма: либо он со своими сторон
никами присоединяется к Эхнатону (что было для
него неприемлемо ввиду возможной утраты своей
идентичности), либо атонисты присоединяются к
израильтянам (что было невозможно для египтян
как господствующей группы в стра
не). О таком
Об этом сказано в Коране так: «Когда к ним
(то есть египтянам. –
А. Ф.
) пришла истина от Нас,
они сказали: “Почему не даровано ему (то есть фарао
ну. –
А. Ф.
) того же, что и Мусе?”» [28: 48]. И далее:
«Фараон разгневался на своих жрецов, уверовавших
в Единого раньше, чем он позволил им это сделать»
[7: 118–121].
Она предложила египтянам свой «истинный»
путь развития, выступила против фараона и его «на
рода неправедного», просила Бога «соорудить ей ме
сто в раю», так как понимала, что ей грозит смерть
[40: 30, 41; 67: 11].
развитии с
обытий идет речь в Коране
. Но союз
двух почти идентичных концепций монотеизма,
к сожалению, не состоялся, и Моисей с группой
преданных сторонников был вынужден уйти из
Египта, чтобы спасти свою веру. После Исхода
Эхнатон, потрясенный уходом своих единомыш
ленников и понимавший, что в одиночку он уже
не сможет победить язычество, умирает, а его уче
ние в течение скорого времени погибает
Подводя итог всему сказанному об Эхнато
не и его учении, можно сделать окончательный
вывод: это был гениальный человек, сумевший
в одиночку создать египетскую версию моноте
изма, оказавший огромное влияние на духовную
жизнь Древнего мира и незримо присутствующий
в наши дни на страницах Библии и Корана. И не
его вина, что в силу сложившихся обстоятельств
его религиозная реформа была забыта, а другие
участники тех давних событий постарались сте
реть его след в истории. Кроме того, ученым-
культурологам можно рекомендовать пересмо
треть существующие сегодня негативные оценки
в отношении «Фараона Исхода» (в Коране его имя
звучит как «народ Фир’аун») и понять, что он в
целом сыграл позитивную роль в становлении и
развитии духовных основ современной цивилиза
ции и может рассматриваться в качестве «забыто
го пророка».
«И сбил Фир’аун свой народ с пути и не повел
их прямо» [20: 81]. Можно предположить, что в случае
успеха союз Моисея и Эхнатона привел бы к образова
нию в Египте мощного монотеистического государства,
быстрому распространению новых духовных ценно
стей в других странах и резкому ускорению социально-
экономического прогресса всего человечества.
Можно предположить, что многочисленные
сторонники атонизма долгое время действовали как
в самом Египте, так и за его пределами. Так, в Кора
не имеется информация о том, что к царю Соломону
(Х век до н. э.) из южного Йемена (где народ покло
нялся Солнцу) прибыла царица Савская, которая вскоре
отказалась от своей прежней веры и признала «рели
гию Моисееву» [27: 23, 24, 41–43]. При этом также го
ворится, что знание о культе Солнца «им было дарова
но до этого». Можно предположить, что культ Солнца
попал в южный Йемен из Египта вместе с учением
Эхнатона и что в Коране отразилось завершение спо
ра между атонистами и израильтянами, начавшегося
400 лет назад во времена Моисея и Эхнатона.
ISSN 2078-1768 ВЕСТНИК КемГУКИ 28/2014
революцию в сознании египтян и стали покло
няться богу солнца Ра
. Смысл этих преобразова
ний состоял в том, что: а) человек должен спасать
душу, а не тело с помощью мумификации и ри
туалов; б) каждый египтянин, а не только фараон,
мог достичь бессмертия (но не унылого вечного
существования души «ба» в подземном мире)
в форме «ах» в царстве света рядом с солнечным
диском; в) возможность попадания на небо теперь
зависела от самого человека, а не от суда под
земных богов. Такая «религиозная демократия»
(называемая «религией личного благочестия»),
с одной стороны, перевернула представление
о месте человека в мире, но, с другой стороны, от
рицала власть жрецов и устоявшийся миропоря
док, что в конечном итоге вместе с длительной за
сухой привело страну к гигантской многовековой
катастрофе – анархии, разрушению храмов, голо
ду и т. д. При этом имена и деяния самих «сол
нечных фараонов» оказались забытыми вплоть
до ХХ века, а «царство звезд» еще тысячу лет мер
цало над Египтом во мраке ночи [8, с. 416–424].
Вторая попытка установления монотеизма
в Египте была связана с появлением там в
ве-
ке до н. э. еврейской общины во главе с Авраамом.
Однако это событие было далеко не случайным.
Даже в наши дни эмиграция требует соблюде
ния ряда требований, в том числе согласия мест
ных властей. Поэтому уместен вопрос: кто стоит
за этим приглашением и какая цель при этом пре
следовалась? Во-первых, египтяне традицион
но сторонились всех чужеземцев, считая их не
чистыми, и даже не ели с ними за одним столом
[Бытие, 43: 32]. Во-вторых, расстояние между
северной частью Месопотамии (откуда пришел
Авраам) и Египтом составляет около 2 тыс. км,
что значительно даже для современного путе
шественника. В-третьих, пришельцам была вы
делена для поселения и занятий скотоводством
лучшая в климатическом отношении часть Египта –
дельта Нила. И, в-четвертых, Авраам мог пой
Вопреки общепринятому мнению, египтяне
традиционно поклонялись не Ра, а богам потусто
роннего мира (Осирису, Амону и др.), дающим лю
дям материальные блага на земле и возможность веч
ного существования души «ба» в подземном Дуате.
И только в V веке до н. э. в Египте возник единый культ
ти на такой рискованный шаг только в том слу
чае, если был убежден в хорошем приеме. Это
означает только одно: за всей этой операцией
стоит какой-то авторитетный египтянин, тай
ный сторонник монотеизма, преследующий цель
распространения единобожия в Египте. Един
ственным персонажем всей древнеегипетской ми
фологии, отвечающий этим требованиям, на наш
взгляд, является некий мудрец Джеди («джед» –
символ веры) [6, с. 176–179]. Мы полагаем, что
под этим именем мог скрываться верховный жрец
бога мудрости Тота, построивший знаменитое
Файюмское водохранилище и систему каналов,
обеспечивших процветание Египта даже в за
сушливые годы, что имело огромное значение для
страны вплоть до возведения Асуанской плотины
в ХХ веке
. Но оправдались ли ожидания части
египетского общества в связи с прибытием Авраа
ма в страну? Скорее всего, да, так как для этого
в Египте имелись значительные подготовленные
силы из числа местного жречества. Причем акти
висты этого движения получили новые возможно
сти для пропаганды идеи монотеизма в период за
хвата Египта кочевниками-гиксами (хекау-хасут,
то есть иноземные цари), которые поклонялись
своему богу Сутеху, но разрешили (видимо, в це
лях преодоления сопротивления египтян захват
чикам) израильтянину Иосифу (ставшему вторым
человеком по значимости в стране после фараона)
вести соответствующую разъяснительную рабо
ту
. О том, что эта деятельность отвечала чая
ниям части египетских верхов, свидетельствует
следующий факт. После изгнания гиксов египтяне
уничтожили все, что было связано с их вековым
владычеством, но сама еврейская община, ак
Такое предположение основано на следующих
фактах: в легенде об этом мудреце сообщается, что он
имел высокое религиозное происхождение, не согла
шался с фараоном – сторонником традиционной рели
гии; знал «тайное число покоев Тота»; мог наполнять
водой пересохшие каналы; симпатизировал фараонам
V «солнечной» династии и предсказал приход их по
следователей к власти в будущем.
Так, в 104 псалме сказано, что царь разре
шил Иосифу и его людям наставлять вельмож его по
«своей душе». А в Коране говорится, что Иосиф вер
нулся к религии своих отцов [12: 37, 38], причем слово
«вернулся», видимо, означает, что он стал это делать
уже в качестве должностного лица.
ФИЛОСОФИЯ
ские тексты умыш
ленно не называют Эхнатона
по имени, так как это может вызвать у читателей
вопросы: кто он и в чем состоит сущность его ре
лигиозной реформы и т. д.
2. Учение Эхнатона о Едином имеет четко вы
раженное автохтонное происхождение, поскольку
исходит из логики развития, терминологии и ху
дожественных образов философско-религиозной
мысли, существовавшей в Египте задолго до
прихода туда еврейской общины во главе с Ав
раамом. Его трансформация происходила на всем
протяжении правления этого фараона и включал
в себя три этапа развития [7]. На первом этапе
Атон был провозглашен главным богом Егип
та, но храмы иных богов еще не были закрыты.
Сущность религиозной реформы состояла в том,
что: а) Атон, в отличие от Амона – бога жрецов,
по старой гелиопольской традиции воспринимал
ся как царский бог, соединяющий в себе черты
Ра, Гора и Атума (то есть Света, Справедливости
и Логоса); б) Амону, порожденному темной Без
дной (Нуном), противопоставляется Атон, никем
не сотворенный и вечный, как олицетворение
сил света и воздушного сияния (Шу, то есть Духа
Святого), а также всеобщей космической гармо
нии (Маат, то есть Софии); в) сущность Атона –
непостижима (его нельзя изображать в виде лю
дей и животных) и он может являться людям
только в форме абстрактного солнечного диска
[4, с. 348]. На втором этапе реформы, произо
шедшем на 6-м году правления Эхнатона, Атон
был провозглашен единственным богом (в одном
варианте Гимна Солнцу сказано так: «ты един
ственный творец, равного тебе нет божества»,
а в другом говорится еще более определенно:
«кроме тебя, нет иного»). При этом были повсе
местно закрыты все храмы старых богов, а слово
«боги» было запрещено использовать. Сам Атон
рассматривался не как некая обезличенная косми
ческая энергия, а как личный бог для каждого из
людей (на многих изображениях Амарны видно,
как от Солнечного Диска исходят лучи с подобием
рук, возлежащих на головах египтян). Атон теперь
понимается не как бог египтян, а как универсаль
ный Бог для всех народов. При этом Эхнатон яв
ляется единственным пророком Атона, которому
доступно понимание божественной сущности че
рез серию откровений, и фараоном-богом, перед
статуями которого также совершались богослуже
ния. В последние годы правления Эхнатона про
исходят еще более радикальные изменения: отказ
не только от прежних магических верований, но
и от главного их плода – обожествления власти.
Фараон запрещает падать перед ним на колени,
молиться перед его статуями и объявляет: «Пусть
будем мы все едины перед смертью, которая оди
накова для всех» [8, с. 441]. Поэтому, если от
бросить всю сложную терминологию египетской
религии, становится ясно: атонизм в его завер
шающей стадии является оригинальной формой
монотеизма, в которой представления об Ато
не во многом совпадают с учением о Боге-Отце
в иудаизме, христианстве и исламе и современ
ным философским пониманием Абсолюта
3. Учение Эхнатона о Едином явилось вер
шиной развития идеи монотеизма внутри древ
неегипетской культуры, после чего начался про
цесс ее угасания. Современные ученые считают,
что после гибели учения Эхнатона творческий
потенциал Египта иссяк и что страна уже не мог
ла вернуться к своему созидательному творчеству
[8, с. 466]. Но что же предшествовало учению об
Атоне? У историков сегодня нет точных данных
об этом, однако есть косвенные доказательства,
позволяющие понять логику развития событий,
роль отдельных личностей в истории и смысл
происходящего.
Первая попытка отхода от политеистическо
го мировоззрения в сторону монотеизма была
предпринята в
веке до н. э. Ряд фараонов
династии (Усеркаф, Сахура и т. д.) совершили
Так, к примеру, крупнейший богослов Иоанн
Златоуст (IV веке до н. э.) утверждает, что Бог – «не
изречен, недоведом, невидим, непостижим» и что ему
присущи любовь и вездесущность. Другой современ
ный теоретик богословия С. Н. Булгаков («Свет неве
черний») полагает, что Бог – трансцендентен, то есть
внешен миру и человеку, но открывается религиозному
сознанию индивида. Современное философское пони
мание Абсолюта исходит из аналогичного принципа
атонизма, что это «духовное первоначало всего сущего,
которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безна
чальное и бесконечное и противопоставлено физиче
скому бытию». Таким образом, во всех этих подходах
прослеживается единый принцип: Бог является источ
ником Жизни, Света, Истины, Добра, Красоты и Гар
ISSN 2078-1768 ВЕСТНИК КемГУКИ 28/2014
кровавых в
ойн и уничтожения покоренных наро
дов равенство всех людей), библейским пророком
(103 псалм, к примеру, был скопирован с его тек
стов Гимна Атону), подлинным гуманистом (от
казавшимся на государственном уровне от обыч
ных в то время человеческих жертвоприношений)
и т. д. И поэтому, наряду с другими нестандарт
ными личностями имя Эхнатон вызывает у иссле
дователей неоднозначную оценку. Одни ученые
(К. Траунекер, Д. Редфорд) негативно восприни
мают Эхнатона и результаты его деятельности
(считая его психически больным человеком, при
ведшим к гибели древнеегипетскую цивилиза
цию), другие (А. Вейгал, Дж. Брестед, Б. Тураев),
наоборот, считают его гениальной личностью,
первым идеалистом в мире, одним из родоначаль
ников современного монотеизма. У А. Меня чи
таем: «Кроме библейских пророков, Древний мир
не знает никого, кто мог бы встать в этом отноше
нии рядом с фараоном-реформатором. Одиноко
стоит его трагическая фигура среди мятущихся
событий, эпох и народов. Глубокое непонимание,
которое он встретил при жизни, говорит о том,
что этот человек принадлежит не столько своему
времени, сколько тому духовному братству, члены
которого во все времена были как бы пришельца
ми среди людей» [4, с. 340]. Мы же согласимся
с мнением К. Жака, что «и восхваление Эхнато
на, и критика в его адрес равно свидетельствуют
о растерянности научного мира перед амарнской
загадкой» [3, с. 31]. Поэтому учитывая, что со
временная цивилизация переживает глубинный
кризис духовности и ломку ветхозаветных куль
турных ценностей (этических, эстетических, лич
ностных, семейных и др.), полагаем необходимым
вновь вернуться к изучению данной проблемы.
При этом мы исходим из того, что ее необходимо
изучать в контексте исторических обстоятельств,
в которых жил Эхнатон. Для решения этой задачи
необходимо использовать такой современный ме
тод научного анализа, как метод интерпретации,
дающий возможность по-новому оценить уже
известные научные факты и сопоставить их с ин
формацией, имеющейся в Библии и Коране (кото
рые, будучи важнейшими древними памятниками
духовной культуры всего человечества, просто не
могли, на наш взгляд, обойти вниманием такое
важное событие, как появление атонизма).
На основании проведенного исследования
нами были получены следующие выводы.
1. Эхнатон является «фараоном Исхода»,
красочно описанным в Библии и Коране, так как
именно в этот период времени произошли нео
быкновенные природные события (так называе
мые «10 казней египетских»), сопровождавшие
уход еврейской общины во главе с Моисеем из
Египта. Можно согласиться с мнением А. Моро
зова, что многолетнее извержение вулкана Санто
рин (1450–1400 годы до н. э.) в Эгейском море,
выбросившее в атмосферу миллиарды кубоме
тров пепла, образовало огромные тучи, надолго
закрывшие землю плотной завесою от солнеч
ных лучей (что привело к похолоданию, ливням,
граду, тьме в дневное время, гибели людей, ско
та, урожая, эпидемиям, землетрясениям и т. д.),
могло стать толчком для начала давно назревшей
в египетском обществе религиозной реформы.
Напуганные этими событиями египтяне на время
отказались от почитания старых богов и начали
поклоняться животворящему Солнцу. Но после
смерти Эхнатона и прекращения извержения вул
кана Санторин египтяне вновь вернулись к старо
му многобожию [5]. Если такой подход является
правильным, то становятся понятными многие
исторические загадки древности: а) Почему фа
раон Исхода десятки раз упоминается в Библии
и Коране, но без собственного имени? б) Почему
в Коране говорится о том, что этот фараон перед
смертью принимает «веру Моисееву» [10: 90–92],
хотя все фараоны были язычниками? в) Почему
у данного правителя были неформальные отно
шения с Моисеем, который мог по своему же
ланию в любое время суток свободно подходить
к священной особе царя, говорить с ним и даже
угрожать [Исход, 7–13]? г) Почему многие пер
сонажи периода Исхода и их судьбы, описанные
в Коране, легко идентифицируются с реальными
историческими личностями «эпохи Амарны»?
Например, некая безымянная супруга фараона –
с царицей Кэйе, а визирь Карун – с соправителем
Эхнатона Сменхкара и т. д. Единственная причи
на всех этих таинственных событий заключается,
на наш взгляд, в том, что «фараон Исхода» явля
ется монотеистом, как и Моисей; что в это время
в Египте идет острая борьба между различными
мировоззрениями; что библе
йские и кораниче
ФИЛОСОФИЯ
УДК 008(091)
ЭХНАТОН И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
Федяев А. П.,
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и куль-
турологии, Казанский государственный университет культуры и искусств (г. Казань, Республика Татар
стан).
В статье раскрывается смысл религиозной реформы, осуществленной в Египте фараоном Эхнато
ном (
XV век до н. э.); доказывается, что атонизм может рассматриваться как самостоятельная египет-
век до н. э.); доказывается, что атонизм может рассматриваться как самостоятельная египет-
век до н. э.); доказывается, что атонизм может рассматриваться как самостоятельная египет
ская версия монотеизма; показано, что Древний Египет стал своеобразной колыбелью современных
форм монотеизма и оказал огромное влияние на духовную культуру Древнего Мира и современную
Ключевые слова:
Эхнатон, атонизм, Моисей, культура Древнего Мира.
AKHENATEN AND CULTURE OF THE ANCIENT WORLD
Fedyaev A. P.,
Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Chair of Philosophy and Culturology, Kazan
State University of Culture and Arts (Kazan, Republic of Tatarstan). E-mail: �[email protected]
The article explains meaning of the religious reform undertaken by Egyptian Pharaoh Akhenaten in the
�fteenth century BC and its in�uence on the formation of the fundamentals of spiritual culture of the Ancient
World.
As a part of the study, the author concludes that the Pharaoh was an outstanding personality: a religious
reformer, a gifted poet, a founder of a new realist trend in art, a genuine humanist and biblical prophet (whose
creativity is re�ected in the Biblical and Quranic texts). By comparing the Old Testament texts with modern
archaeological data, the author proves that Akhenaten is a world famous “Pharaoh of the Exodus,” the Exodus
occurred in 1402 BC, this event was in�uenced by a series of eruptions of Santorini volcano which knocked
the bottom out of traditional religious consciousness of the ancient Egyptians, the Exodus of the Israelite
community out of Egypt was caused by an intense competition between “religion of Moses” and Atenism,
the original version of the Egyptian monotheism. Further, the author reveals connection of Atenism with a
religion of “personal piety” of the Pharaohs” of the 5th dynasty, argues that the emergence of the ancient Jewish
community in Egypt was anything but an accidental event, and describes main stages of the breakthrough in
spiritual culture of the ancient world that was made by Akhenaten.
Finally, the author concludes that Moses and Akhenaten were close associates and, in various degrees,
had a tremendous impact on the development of modern culture and civilization. In the light of the foregoing,
the author believes that although the name of Akhenaten is not directly mentioned in the Bible and Qur’an,
he can, certainly, be considered as a biblical prophet.
Akhenaten, atonism, Moses, the culture of the Ancient World
Фараон Древнего Египта Эхнатон (1436–
1402 годы до н. э.) являлся весьма яркой и проти
воречивой личностью: религиозным реформато
ром (восставшим против тысячелетних традиций
многобожия и магических верований), одарен
ным поэтом (написавшим величественные Гим
ны Атону), умелым управленцем (построившим
по почти современным стандартам «идеальный»
город Ахетатон с населением 50 тыс. человек, в
то время как численность Египта была всего не
сколько миллионов человек), создателем нового
реалистического направления в искусстве (вспом
ним хотя бы всемирно известный бюст Нефер
тити), опередившего свое время и соответство
вавшего греко-буддистским канонам красоты,
гениальным политиком (предложивш
им в эпоху

Приложенные файлы

  • pdf 9527745
    Размер файла: 911 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий