Игры-на-командообразование


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

Игры на знакомство


Знакомство

Барахолка


Реквизиты͗ различные предметы (пример͗ мяч, маркер, шейный платок, машинка,
барабанные палочки, конфета, носки, бижутерия, зеркальце,
магнитик, микросхема,
кисточка

для рисования, палитра, книга
, поварешка, и все, что есть


)

Инструкция͗ сейчас вы видите перед собой набор самых разных предметов,
пожалуйста, подойдите и выберите из всех этих предметов тот, который вам ближе всего,
больше

всего нравится͘ Возьмите предмет и сядьте на свое место͘

Говорят, что в нашей жизни случайностей не бывает͘ Пожалуйста, подумайте, почему
вы выбрали именно этот предмет͘ Представьтесь и расскажите о себе и о том, что общего
между вами и этим предметом͘


Имя
-
движение


Цель͗ знакомство

Время͗ зависит от размера группы


10
-
15 мин
.

Инструкция ведущего
«М
ы по очереди будем делать шаг в центр круга и называть
свое имя, но при этом еще и показывать какой
-
либо жест, или движение, которое для Вас
характерно͘ Наша

задача


запомнить все имена и движения, для этого мы будем повторять
за каждым участником его имя и его движение (снежный ком)͘

Для того, чтобы это было не просто механическое повторение, просим
участников

называя имя и движение смотреть на этого человек
а͘


Игра


Мячик


Все стоят в кругу͘ Первый
участник

кидает
мячик

любому
участник
у, стоящему в круге͘
При этом он называет имя того, кому адресован мячик͘ Тот, кто не поймал

свой


мячик или
тот, кто перепутал имя, называет все имена по кругу, начиная с себя, по часовой стрелке͘


Игра


Покрывало


Играет две команды͘ Ставятся два
стула

друг напротив друга͘ Между ними
ведущие

держат
покрывало
͘ Одна команда находитс
я с одной стороны покрывала, другая


с другой,
причем так, чтобы команды не видели друг друга͘ От каждой команды на стул садится один
человек͘ После этого покрывало опускается͘ Задача сидящих
участник
ов назвать имя своего
соперника, сидящего на стуле͘ Кто первый это сделал, к тому переходит в команду
проигравший
участник
͘ Покрывало поднимается, и все повторяется вновь͘


Игра


Стенка


Все делятся на две или три (равные по количеству) команды͘ Задание͗
участник

от
команды добегает до
стенки

(или определенного места) и останавливаются͘ Команда
должн
а хором назвать его имя͘ После этого он возвращается обратно͘ После возвращения в
команду, бежит следующий
участник
͘ И так вся команда͘ Побеждает та команда, которая
первая справится с заданием͘


Игра


Хлопушки


Все
участники

встают в круг͘
Ведущий

разучивает с
участниками

следующий ритм͗ два
удара по коленям, затем дважды выбрасываются руки с жестом

Во!


(кисти рук сжаты в
кулак, большой палец каждой руки поднят)͘ Освоив ритм можно приступать к самой игре͘
После первых двух хлопков по коленям,
ведущий

называет свое имя (одновременно с
выбрасыванием жеста

Во!

), после вторых двух хлопков имя того, кому он

передает голос͘

Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

И так далее͘ Дабы избежать проблемы с повторяющимися именами, можно заменить жест
на указующий͘


Игра


5 и 5


Все
участники

хаотично двигаются по площадке͘ Их задача


найти 5 человек, с
которыми у них что
-
то совпадает, (они любят смотреть
определенные

фильмы,
они любят
утром поспать и т͘ д͘), а затем найти 5 человек, с которыми есть 5 различий, (люблю красный
цвет, а Петя


синий)͘ Все это они записывают͘ Выигрывает тот, кто первый выполнит
задание͘


Пересядьте те, кто ͙

Цель͗ помочь участникам ближе узнать др
уг друга͘ Также участники меняются
местами и уже не сидят

кучками

.

Необходимый реквизит͗ стулья (на один меньше, чем количества участников)͘

Инструкция͗

Для начала я буду ведущим͘ Я предлагаю поменяться местами
(пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком͘ Например, я скажу͗

Пересядьте все
те, кто родился весной


-

и все, кто родился весной должны поменяться местами͘ При
этом, я, как ведущий, должен

постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а
кто останется в центре без места, становится ведущим и продолжает игру͘

Усложнение игры͗ признак, который называет ведущий, должен присутствовать у
него самого͘


Игра


Никогда


Все открывают ладони и по очереди говорят͗

Я никогда не ͙(делал чего
-
либо)͘ Тот,
кто делал предложенное действие
-

загибает палец͘ Проигрывает тот, кто первый загнет все
10 пальцев͘


Игра


У кого как у меня


Реквизит͗ лист
бумаги

и
ручка

(
карандаш
)͘ На листке бумаги изображается таблица,
состоящая из двух столбцов͘ В левой части пишутся определенные критерии
(
характеристики)͘ Например, цвет волос, цвет глаз, первая буква имени, любимое
блюдо
,
хобби

и другие͘ Правая часть


пустая͘

Каждый
участник

должен найти себе человека, с которым у него совпадает тот или
иной критерий͘ Например, меня зовут Паша, а ее Полина (совпадает первая буква в наших
именах)͘ Нашедшие друг друга люди обмениваются листками и в правой части таблицы,
напротив схожего критери
я, пишут свое имя, после чего возвращают листок обратно͘ Таким
способом заполняется вся правая часть таблицы͘

Задача
участник
ов за определенное время собрать как можно больше подписей͘

Участник

(назовем его Димой) может подойти ко всем только по одному р
азу͘


Салфетки

Для проведения игры необходима пачка са
л
феток (ручки, листочки, фишки все что
угодно


но много)͘ Каждый участник берет столько салфеток, сколько он хочет
-

чем
больше, тем лучше͘ Затем ведущий объявляет правила игры͗ каждый должен
рассказать о
себе, о своей жизни столько фактов, сколько у него салфеток͘ Ведущий показывает пример
на себе͘





Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

Разминка

Кто родился в мае?



(на диагностику, сближение, активизацию группы)


Участники садятся в круг на стулья͘ Ведущий называет какое
-
либо
личное качество
или описывает ситуацию͘
Участник
и, по отношению к которым это утверждение
справедливо, выполняют определенное ведущим действие͘

Темп игры постепенно увеличивается͘

1͘ у кого голубые глаза


три раза хлопните в ладоши͘

2͘ Кто отмечал Новый
год дома крикните громко

С новым годом!


3͘ кто вкусно позавтракал


погладьте себя по животу͘

4͘ кто родился в мае, возьмите соседа слева за руку͘

5͘ кто любит собак, два раза топните ногой͘

6͘ кто любит кошек, трижды наклонитесь вперед͘

7͘ у кого есть
сестра, скажите соседу слева, что это никого не касается͘

8͘ кто пьет кофе с сахаром, загляните под свой стул͘

9͘ у кого есть веснушки, пробегите по кругу͘


10͘ пусть единственный ребенок своих
родителей встанет со стула͘

11͘к
то занимается спортом


сделайте 1 отжимание͘

12͘ кто считает себя любознательным человеком, поменяйтесь местами с другим
любознательным͘

1
3
͘ кто умеет играть на каком
-
либо музыкальном инструменте, изобразите игру на
этом инструменте͘

1
4
͘ кто любит рассказывать анекдоты, скажите
громко ͗ ха
-
ха
-
ха͘

1
5
͘ кто одет в брюки, попрыгайте на одной ножке͘

1
6
͘ кто любит свой город, погладьте себя по голове͘

1
7
͘ кто полагает, что играть достаточно, трижды хлопните ладонями по коленям,
скрестите руки на груди и громко крикните͗

Хватит!



Упражнение

Да здравствует команда!


Для этого упражнения необходимо изготовить листы с сеткой из пронумерованных
квадратов (всего 25 квадратов), ручки для каждого участника͘

Зад
ача каждого участника


написать в каждом квадрате по одной своей
характеристике,
Ведущий

может вслух называть характеристики, относящиеся ко всем
участникам͘ Когда все клетки будут заполнены, начинается второй этап игры͘ Участники
подходят друг к другу, и расписываются в одной из клеток сетки под тем качеством, которое
есть у него тоже͘ Можно

расписаться только один раз в одной сетке͘ Задача участников


получить как можно больше подписей в клетках за определённое время͘ Группа снова
собирается͘
Ведущий

объясняет, что целью задания является собрать слово

команда

.
Первый, кто соберёт слово и
скажет
:


Да здравствует команда!




победитель͘
Ведущий

произносит первую букву

К


и указывает номер ячейки, куда нужно её поставить͘ Буква
заносится в ячейку только в том случае, если на ней кто
-
нибудь расписался͘
Ведущий

продолжает͗

Поставьте букву

О


в ячейку номер͙, б
ук
ву

м




в ячейку номер͙


и так
далее, до последней буквы слова

команда

͘ Тот, кто видит на своей сетке полностью
собранное слово и первым выкрикивает͗

Да здравствует команда!

, провозглашается
победителем͘ Игра может продолжаться до

выявления 3 победивших͘

Обсуждение
:

что чувствуете, поделитесь, какие были трудности в выполнении
упражнения?




Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

Человек к человеку

Играет довольно большое количество человек, при том нечетное͘ Тот, кому выпала
роль быть ведущим,
предлагает участникам

разбиться на пары, отдает им разные команды

нога к ноге

,

рука к коленке

,

коленка к попе

,

спина к спине


и тому подобное,
участник
и должны выполнять (сразу оба), ведущий отдает команды все веселее и веселее͘

Неожиданно он объявляет

человек к человеку!

, и все должны быстро схватить
рядом стоящего, т͘е͘ разбиться на другие пары, и ведущий тоже кого
-
то хватает͘ Т͘к͘
количество участн
иков нечетное, кто
-
то остается без пары͘ Теперь он


ведущий, и должен
объявить команду

человек к человеку!


Я никогда не
͙͘

В
игру

играют

тогда
, когда люди только знакомятся͘ Все выставляют вперед
раскрытую ладонь и по очереди говорят
,

что никогда не делали͘ Пример͗

Я никогда не
купался в водоеме зимой

͘ Кто купался


загибает палец͘

Я никогда не прыгал с
парашютом

͘ Прыгал
-

загибаешь͘ И так далее, кто 10 пальцев загнул, тот выбывает,
остальные п
родолжают узнавать друг о друге интересные факты͘

Упражнение

Всем раздаются небольшие листочки и ручки (карандаши, фломастеры
-

да что
угодно, лишь бы писало)͘


ГЛАВНОЕ условие͗ ХОРОШИЙ почерк͘

Далее в уголочке (да и где угодно) пишется имя и фамилия (если

есть повторяющиеся
имена) человека͘


Листки складываются пополам

несколько раз
и скидываются в центр круга
.

Н
а раз
-
два
-
три нужно
взя
ть любой
листок
(НО только не свой, а если свой, то
тоже
не беда)
.

Разворачиваются

листки͘
Ведущий

з
адает вопрос (наприм
ер͗ Как вас звали в
детстве
?
).

Человек должен отыскать того, чье имя написано в уголке, спросить у него этот
вопрос и записать ответ под цифрой 1͘ Бумажки снова складываются и скидываются в центр͘


На раз
-
два
-
три снова
берется

любой
,

НО НЕ СВОЙ листочек
.
Разворачивается͙

Зада
ё
тся второй вопрос (например͗
В
аша любимая книга)͘ Снова идет
дикое веселье в поисках необходимого человека, ответ записывается, бумажка
складывается и скидывается в центр круга͘

И так далее
.

Можно повторять
,

пока лист не закончится ил
и вопросы (примерные

написаны
ниже
)
.



КОНЕЦ ЗАДАНИЯ


После того, как был задан последний вопрос, бумажки складываются,
кладутся

в
центр

и берутся
наугад
.

По очереди каждый встает и зачитывает имя (чей у него листок)͘ Встает тот, кого
назвали͘ И про него н
ачинают зачитывать по

порядку ответы͘


Примерно получается так
:
Это Люда͘ В детстве ее звали все Милкой͘ Ее любимая
книга

Вино из одуванчиков

͙͙͘и т
.
д
.

Примерные вопросы͗


1͘ Как звали в детстве?

2͘ Любимый фильм
.


3͘ Любимая книга

.

4͘ Куда бы хотел(а) поехать
отдыхать
.


5͘ Событие, которое приятно
вспоминать
.


6.
Кто твой кумир?

7͘ Как назвал бы корабль (яхту)

?

8͘ Чего больше всего
боитесь
?

9͘ Любимое блюдо
.

10͘ Какие эмоции хочет получить от
игры͘


Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

Игры на сплочение, командообразование͘


Игра


Изображение из спичек


Участники долж
н
ы

за ограниченное время (1
-

2 минуты) выложить на полу из спичек
изображение, например,
флага России, любого животного и т͘д͘
.

Усложнение͗ Задание необходимо выполнять в полной тишине͘


Групповой рисунок

СЛОН


Реквизит͗ лист ватмана, фломастеры, карточки

(
Образуется группа из

25
участников
,
если
их меньше
,

лишний

карточки с конца

убираются
).

Инструкция
-

группе даётся задание
, например,

нарисовать слона (1 слон
для всей

группы), подробная инструкция, каким должен быть слон распечатывается и разрезается п
о
числу участников͘ Каждому участнику достаётся по одному пункту инструкции͘ Слон должен
быть нарисован в соответствии с инструкцией͘ Участники не имеют права говорить друг с
другом, возможно только невербальное общение͘


Сейчас вы должны нарисовать слона͘

Каким он должен быть написано в инструкции,
которую мы разрезали и каждому из вас достанется только часть этой инструкции͘ Вы
должны нарисовать слона в соответствии с этой инструкцией, сложность заключается в том,
что вам запреще
но

разговаривать, показыва
ть друг другу инструкции и писать словами своё
задание͘ Вы можете задавать вопросы до получения инструкции

.

В конце стоит провести обсуждение


что и почему получилось / не получилось͘ В чем
сложности? Что помогло?


вывод


как нам нужно будет работать д
альше?

Игра


очень хорошая диагностика ролей в группе


смотрите кто и как себя ведет͘


Игра


Ковер
-
самолет


Реквизит͗ достаточно большой кусок ткани͘

Несколько
участников

стоят на
покрывале

(любая ткань)



ковре



самолете

͘ Они

летят


по небу и им надо пер
евернуть свой

ковер


самолет


так, чтобы никто не наступил
на
пол
͘ Если это происходит, задание выполняется сначала͘


Игра


Скалолаз



Участник
и встают на невысокую
скамейку

(либо по одной линии) плотно друг к другу͘
По очереди каждый
участник

должен пройти по краю скамейки, держась за стоящих на ней
участников
, не оступаясь и не сталкивая со скамьи
участник
ов͘ Если кто
-
либо из
участник
ов
коснется земли,


все начинают сначал
а͘

Примечание͗ удобно делать в коридоре


больше места͘


Игра


Паровозик


Участник
и встают
паровозиком
, закрывая руками глаза впереди стоящего
участник
а͘
Таким образом, открытыми остаются только глаза последнего
участник
а, стоящего в
паровозике, а свободные руки


только
у первого
участник
а͘ Перед паровозиком ставится
задача


достать определенный предмет, который ведущий помещает в комнате после того,
как
участники

закрывают глаза͘ Последний
участник

руками поворачивает своего соседа в
нужном направлении, руководит парово
зиком͘ По цепочке эти движения передаются всему
паровозику, и он начинает двигаться͘ Игра продолжается до тех пор, пока первый
участник

не возьмет в руки спрятанный предмет͘





Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru


Последний стул


Необходимый реквизит͗ стулья (на один меньше, чем количества
участников)͘

Инструкция͗

Перед вами стулья͘ Их
-

на один меньше, чем вас͘ Ваша задача
-

всей
командой сесть на эти стулья͘ Стулья можно передвигать и составлять так, как вы сочтете
нужным͘ (После того как команда справилась с заданием,
в
едущий

убирает еще

один стул͘)
Попробуйте выполнить ту же задачу теперь

.

Описание͗ После каждого раунда
в
едущий

убирает по одному стулу до тех пор, пока
не останется последний стул͘ Задача группы
-

сесть на этот стул͘
Ведущий

еще раз поясняет,
что на этом, последнем стуле
должны уместиться все участники͘ В некоторых случаях
(травмоопасность) в конце можно оставить большее количество стульев͘



Строим дом


Необходимый реквизит͗ самые разные подручные материалы͘

Инструкция͗

Сейчас мы с вами буде
м строить дом͘ У вас есть 15 м
инут для того,
чтобы согласованно и слаженно построить красивый дом из подручных материалов, в том
числе и из самих себя͘ Дом должен быть удобным, просторным, функциональным͘ В нем
должно
быть

место для каждого из вас͘ Дом состоит из фундамента, стен, крыш
и, двери,
окон, внутреннего пространства (комнаты, мебель, интерьер), небольшого садика около
дома͘



Многоугольник в тумане


Необходимый реквизит͗ прочная веревка (длина


4 метра) с прочно связанными
концами͘

Ведущий говорит͗


Для следующего упражнения
прошу вас встать в круг и закрыть
глаза͘ Я даю вам в руки веревку

из которой

вы будете складывать различные
геометрические фигуры͘ При этом соблюдаются следующие правила͗ веревку должны
держать все участники
,

участники

могут говорить друг с другом, но ник
то не должен
открывать глаза͘

Итак, сделайте из веревки квадрат! Через некоторое время
в
едущий

спрашивает͗

Вам не кажется, что квадрат уже готов

͘ (Если группа ответит отрицательно, то пусть
продолжает работу, даже если квадрат уже получился͘ Если
участни
к
и ответили на вопрос
утвердительно, они могут открыть глаза, чтобы оценить результат͘)

А теперь создайте͗

-

равносторонний треугольник͖

-

трапецию͖

-

параллелограмм͖

-

круг͖

-

форму сердца͖

-

форму дерева͘



Перевал


Необходимый реквизит
:
достаточно
длинная веревка со связанными концами͘

Инструкция
:
ведущий говорит о том, что х
орошая команда срабатывается в
экстремальных условиях͘ В жизни любой команды достаточно своих перевалов,
препятствий͘ Главное для команды


пройти эти перевалы без потерь, в одн
ой связке,
приобретя опыт совместного преодоления трудностей͘ Итак, перед нами перевал͘

Вы оказались на одном из высокогорных перевалов

и в
ам необходимо взять высоту,
преодолеть перевал, будучи в одной связке͘
Ведущий просит

об
разовать цепь, взявшись за
руки, напоминает

участникам
, что камни в горах очень подвижны͘
Объясняет, что если кто

Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

то из участников

дотронетесь до линии перевала (ее обозначает эта веревка),
произойдет

камнепад или

обрушится
лавин
а
, и всей группе придется вернуться назад в безопас
ное
место͘ Для удобства и безопасности мож
но


оставить на земле


все, что может

помешать͗
очки, украшения, часы, неудобную обувь и пр͘ Итак, в путь!



Веселые шарики


Необходимый реквизит͗ 6
-
8 воздушных шаров (заранее надутых)͘

Ведущий просит участников в
стать в круг и взяться за руки͘
Затем кидает шары в
центр круга
.
З
адача
участников

удержать шары в воздухе

(подкидывать их)
, не расцепляя
рук, в течение пяти минут͘
Нельзя просто держать шары͘ Они должны быть именно в
воздухе
͘ Упавший шар поднимать нельзя͘

Главное
-

удержать как можно большее
количество шаров

.

Разминка продолжается до тех пор, пока не выйдет время, или пока все шары не
упадут на пол͘


Упражнение

Машина с характером



В
озможность сплотить группу и сделать из нее настоящую команду

(20 минут
).


Участники должны

построить воображае
мую машину͘ Ее детали


это только
слаженные и разнообразные дви
жения и возгласы
участник
ов͘ При этом каждому участнику
придется внимательно следить за действиями других членов команды͘ Во вре
мя игры
нельзя разгов
аривать͘

Ведущий просит одного добровольца (
участник

№ 1) выйти на середину круга и
говорит ему͗

Я хочу, чтобы сейчас ты начал выполнять какие
-
нибудь повторяющиеся
движения͘ Может быть, ты хочешь попеременно вытягивать руки вверх, или поглаживать
живот пр
авой рукой, или прыгать на одной ноге͘ Годится любое действие, но ты должен
непре
рывно повторять его͘ Если хочешь, можешь свои движения сопровож
дать
возгласами

.

Когда
участник

№ 1 определится со своими действиями, он становится первой
деталью машины͘ Те
перь следующий доброволец может стать второй деталью͘

Участник

№ 2, со своей стороны, выполняет движения, которые дополняют действие
первого
участник
а͘ Если, например,
участник

№ 1 смотрит вверх, поглаживает себя по
животу и при этом в промежутке попеременно говорит

Ах


и

Ох

, то
участник

№ 2 может
встать сзади и каждый раз, когда
участник

№ 1 говорит

Ах

, разводить руками, а при
заключитель
ном

Ох


один раз подпрыгивать͘

К
огда движения первых добровольцев обретут достаточную скоординированность, к
ним может присоединяться третий
участник
͘ Каждый
участник

должен стать новой деталью
увеличивающейся машины и пытаться сделать ее более интересной и многогранной͘
Каждый может выб
рать себе место, где он мог бы расположиться, а также придумать свое
действие и возгласы͘

Когда задействованы все
участник
и, Вы можете позволить фантастичес
кой машине
полминуты работать в выбранном группой темпе͘ Потом предложите, чтобы скорость
работы не
сколько увеличилась, затем слегка замедлилась, потом начала останавливаться͘









Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru


Новый порядок


Цель͗ сплочение группы͘

Время͗ 10+10 минут͘

Необходимый реквизит͗ непрозрачный скотч͘

Инструкция͗

(
Ведущий

наклеивает на полу две параллельные линии на расстоянии
примерно 45 см, длина линий устанавливается в зависимости от количества
участник
ов)͘

Ведущий просит участников

выстроится между этими линиями по росту͘
Затем
предлагает участникам
как можно
быстрее

п
оменять порядок
участник
ов в строю на
обратный так, чтобы никто при этом не наступил на линии и не коснулся пола вне линий͘

Описание
:
В течение 5 минут команды могут подумать, как решить поставленную
перед ними задачу͘

Участники могут строится и по другом
у принципу, например по возрасту, по алфавиту,
по дате рождения и т͘ п͘


Таракашка

Все участники должны изобразить

Таракашку


с определённым количеством ножек͘
Количество ножек определяет
ведущий
͘ (Оно должно быть меньше, чем количество ног
участников)͘ Участники должны поддерживать друг друга, влезать на шею и т͘д͘

Таракашка


должна пройти определённое расстояние, которое заранее оговаривается
ведущим этапа͘ Ронять участников игры нельзя͘ Если
кто
-
то падает,

Таракашка


начинает
путь заново͘



Коллективный счет

Ведущий объясняет порядок игры͗ Участники

стоя в кругу и не глядя друг на друга
(закрыв глаза, опустив головы), называ
ют

по порядку натуральные числа


1, 2, 3͙ задача


добраться до сам
ого большого числа (кол
-
во человек в группе), не совершив ошибок
.

При этом должны выполняться три условия͗ во
-
первых, никто не знает, кто начнет
счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально
или невербально)͖ во
-
вто
рых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа
подряд͖ в
-
третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более
участник
ами,
ведущий требует снова начинать с единицы͘ Общей целью группы становится ежедневное
увеличение достигнутого числа

при уменьшении количества попыток͘ Ведущий повторяет
участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы
понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число͘

В некоторых группах участники бывают
достаточно сообразительны, что
,

не
договариваясь
,

начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу͘
Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но
предлагает отказаться от этого приема͘ Опыт подтве
рждает, что более сплоченные группы
успешнее справляются с этим упражнением͘

Простой вариант


возможен контакт глаз͘ Усложненный


глаза закрыты͘


Любое число

Ведущий
называ
ет

любое число не превышающее количество участников͘
Участники,


не теряя времени

должны встать

в круг по количеству названного чиста

(
столько
участник
ов
какое число было названо, не сговариваясь
)
.





Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

Шеренга

У
частникам предлагается встать в одну шеренгу на расстоянии шага друг от друга
лицом к ведущему͘ При большом количестве
участников или для облегчения упражнения
группу можно разделить на несколько подгрупп͘ Будет не
сколько шеренг͘ Далее участникам
сообщается, что по общей команде на счет
«
три
»

они долж
ны подпрыгнуть, но при этом
каждый из них во время прыжка должен развер
нуться на 90 граду
сов в ту или иную сторону͘
Ведущий считает͗
«
Раз, два, три!
»

у
частники подпрыгивают и, ко
нечно же, при приземлении
оказываются смотрящими в разные стороны͘ Далее ведущий со
общает основную задачу,
которая заключается в том, что теперь и
м необходимо подпрыгивать по команде до тех пор,
пока они все не развернутся лицом в одну сторону͘ При этом необходимо со
блюдать
основные требования͗


нельзя не подпрыгивать͖


нельзя не поворачиваться при подпрыги
вании͖


нельзя разговаривать или
как
-
то догова
риваться о том, в какую сторону необхо
димо
повернуться͘

Комментарии
͗

Можно прыжки заменить просто на поворо
ты по команде͘ Но прыжки
более разогревают и раскрепощают участников, хотя требуют опре
деленной
подготовленности группы и наличия со
ответствующей эмоциональной атмосферы͘

В процессе обсуждения ведущий может за
дать следующие вопросы͗


Что мешало при выполнении задания?


Что помогало при выполнении задания?


Какие возникали затруднения при выпол
нении задания и в чем они заключал
ись?


Удалось ли разрешить эти затруднения, и если да, то как?


Упражнение

Уменьшающаяся газета


Необходимые материалы
:

по 1 газетному листу на каждую группу͘

Участники

делятся на мини
-
группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде
выдается газетный лист͘

Ведущий

озвучивает следующую инструкцию͗

Вам
необходимо

всей командой
встать на газетный лист и
про
скандировать

Мы


одна команда

!


Затем в
едущий

складывает газе
ту пополам и повторяет задание͘ После
выполнения
команды
,
в
едущий

еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание͘ Задача
группы


разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное
для того, чтобы крикнуть всем вместе

Мы


одна команда!


Возможен вариант, когда весь отряд выполняет данной задание единой группой,
однако в данном случае необходима достаточно большая газета͘


Упражнение


Издание

анекдотов


Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия, можно также
использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга͘

Необходимые материалы
:

смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на
полоски, которые перемешаны и расположены по конвертам (по одной истории на конверт)͘

Описание͘

Участники разбиваются на подгруппы
количеством

от 4 до 8 человек,
каждая группа получает один конверт
.
Под
группы получают следующую инструкцию͗

Ваша
команда


это семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство,
специализирующееся на книгах со смешными историями͘ Единственная проблема


родственник был очень рассеян и все истории перепутаны͘

Задача вашей команды


привести текст в порядок

.

Можно не делиться на команды, группа получает

на всех один конверт, в котором

Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

полоски с кусочками анекдотов перемешаны͘ Каждый участник получает одну полоску и
должен найти участников с отрывками того же а
некдота и собрать анекдот вместе с ни
ми͘


Лабиринт


Веселые игры


На полу чертится мелом или выкладывается (например, малярным скотчем) лабиринт

средней сложности
͘ Ширина полосы для прохода


не больше полуметра͘ Выбирается один
человек, подходит к лабиринту и ему завязывают глаза͘ Все остальные стоят по периметру и
разом замолкают͘
Г
оворить может только один человек и только одно слово


после него
говорит следующ
ий по порядку͘ Этим они должны подсказать

незрячему


участнику,

что
делать, а

незрячий


товарищ должен все понять

и без ошибок пройти лабиринт͘


Разминка

В связке


Необходимый реквизит͗ достаточно длинная веревка͘

Все участники встают в шеренгу, берутся за руки и “закручиваются” по спирали,
образуя тесный кружок͘ А
в
едущий

берет и
еще больше
усложняет



обматывает веревкой
на уровне бедер, не очень туго, но достаточно плотно͘ И так они оказываются в общей
связке͘
Да
лее



необходимо

переместиться в противоположную часть комнаты (а иногда


и
вернуться обратно) и при этом каждый должен назвать свое имя и сказать о себе три каких
-
либо факта͘

Со стороны это выглядит так͗ ползет по комнате клубок из десяти


двенадцати
че
ловек и из него доносится͗ “Я


Саша, я катаюсь на горных лыжах, у меня есть маленький
сын, я коллекционирую джазовую музыку”, “Я


Надя, я была в Индии, я люблю долго спать,
у меня в квартире растет фикус” и т͘д͘ Когда они дойдут до конца, станут почти ро
дными͘ Но
праздновать победу после выполнения задания не стоит, имеется продолжение͘ А именно


возвращаете всех на стулья и предлагаете рассказать друг о друге, каждый об одном
человеке͘



Стратегиче
ская игра на командообразование


Ведущий объясняет прави
ло игры͘ «Для

игры потребуется много места, поэтому, пожалуйста,
отодвиньте в сторону столы и стулья, чтобы освободить пространство͘ Начните молча двигаться по
комнате͘ Выберите какого
-
нибудь члена группы и представьте себе, что вы его боитесь͘ Разумеется
,
вы не должны его бояться на самом деле, это всего лишь игра͘ Продолжайте движение по комнате,
но таким образом, чтобы расстояние между вами и лицом, которого вы

боитесь

, становилось все
больше, но ни в коем случае не показывайте ему, что вы его избегае
те͘ (1 минута)

Теперь выберите кого
-
нибудь, кто будет вашим Защитником͘ Ему вы тоже не должны
показывать, что вы его выбрали͘ Во время движения по комнате делайте так, чтобы ваш
Защитник находился бы между вами и тем, кого вы
«
боитесь
»
͘
Двигаться вам нужно

как
можно быстрее͘ (90 секунд)

Далее ведущий

счита
е
т от 10 до 0, и при слове
«
ноль
»

все

должны застыть на своих
местах, как вкопанные͘ Десять, девять, восемь
͙
ноль!

Затем

мож
но

посмотреть на то, что получилось, и каждый
озвучивает
, кого он
«
боялся
»
,
а кт
о был его Защитником͘



Узелки



Цель͗ повысить
тонус группы и сплотить участни
ков͘

Участники встают в круг и протягивают правую ру
ку по направлению к центру круга͘
По сигналу веду
щего каждый
участник

находит себе

партнера по руко
пожатию

͘ Число
участник
ов должно быть четным͘ За
тем все участники вытягивают левую руку и также
находят себе

партнера по рукопожатию


(очень важно, чтобы это был не тот же самый
человек)͘ И те
перь задача участников состоит в том, чтобы распу
таться, т͘ е͘ снова

Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

выстро
иться в круг, не разъединяя рук͘ Задачу можно усложнить тем, что запретить вся
-
ческое словесное общение͘



Олени




Участники образуют два круга (внешний и внут
ренний), встают лицом друг к другу͘
Ведущий спра
шивает͗

Вы когда
-
нибудь видели, как здоровают
ся олени? А хотите узнать,
как они это делают?

͘ Это це
лый ритуал͗ правым ухом вы третесь о правое ухо своего
партнера, затем левым ухом о левое ухо парт
нера, а в завершении приветствия нужно
потопать ногами! После этого внешний круг смещается на 1 челов
ека, и церемония
повторяется͘ Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не

поздороваются


друг с другом, как олени, и не зай
мут свое исходное положение͘



Мы с тобой похожи тем, что͘͘͘



Участники выстраиваются в 2 круга


внутренний и вне
шний͘ Количество участников
в кругах должно быть одинаковым͘ Участники внешнего кру
га говорят своим партнерам
фразу, начинающуюся со слов͗

Мы с тобой похожи тем, что͘͘͘


(например͗ мы с тобой
похожи тем, что живем на планете Земля,
работает в одном отдел
е, любим мороженое

и
т͘д͘)͘

Участники внутреннего круга отвечают͗

Мы с то
бой отличаемся тем, что͘͘͘


(например͗ мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т͘д͘)͘

Затем по команде ведущего участники внутренне
го круга передвигаются, меняя
партнера͘ Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внут
реннего круга не
повстречается с каждым участни
ком внешнего круга͘



Упражнение
«Блюдце»

В полной тишине передается блюдце (желательно с водой) и можно пластиковое͘
Суть в том, что его
нельзя уронить͘ Если упало, все начинается заново͘ По иде
е

делается
несколько кругов (сколько людей столько и кругов), но не стоит
сильно
мучить людей



достаточно и 3
-
х кругов
.


Упражнение
«Фломастеры»

Это почти то же самое, что и блюдце, только между людьми фломастеры
(желательно)͘ Их держать нужно одним пальцем, не помогая другими͘

Далее ведущий предлагает задания͗

1͘ Всем сделать один шаг в
лево͘

2͘ Всем сделать три шага в
право͘

3͘ Один шаг вперед
(по возможности)͘

4͘ Присесть

5͘ Встать͘

6͘ Повернуться по часовой стрелке͘

Соответственно, задание выполняется в полной тишине, если у кого
-
то падает
фломастер, все начинается заново͘








Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

Упражнение
«Доверие»


На полу делается угол, как показан на рисунке,
можн
о слегка больше͘




Участники,

опираясь друг на друга
,

(на ладошки) доверяют свой вес друг другу,
переставными шагами проходят от маленького к расширяющемуся (
это реально выполнимо
,
если доверять партнеру
͘ Д
важды одному и тому же человеку проходить нельзя͘



Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

Активные игры͘

Игра


Атомы
-

молекулы



Ведущий объясняет͗ атом


это самая маленькая частица͘ В игре атомом будет
каждый играющий͘ Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку
нескольких
участник
ов в игре называется молекулой͘ Ведущий произносит͗

Атомы

͘ Все
участник
и начинают хао
тично передвигаться͘ После слова

молекула по трое


участники

должны соединиться в группы по три человека͘ Ведущий продолжает изменять количество
атомов в молекулах͘ Игру можно усложнить͗ атомы должны двигаться с закрытыми глазами͘


Игра


Пассажиры и билетики


Участники

встают парами лицом друг к другу, образуя два круга (
если получится, то
девушки


внутренний круг, а юноши
-

внешний)͘ Внутренний круг


это билетики, внешний


пас
сажиры͘ В центре стоит безбилетник



заяц

͘ По команде ведущего͗

поехали

, круги
начинают вращаться в разные стороны͘ Ведущий громко произносит͗

контролер

.

Билетики


остаются на местах, а

пассажиры


должны найти свой

билетик

.

Заяц


хватает тот

билетик

, который ему понравился͘

Пассажир

, оставшийся без

билетика


становится
ведущим




зайцем

͘ При встрече

билетик


и

пассажир


знакомятся͘ После
этого

билетики


у

пассажиров


меняются (переходят к следующему по кругу)͘ Через
некоторое время

п
ассажир


может ловить не только свой

билетик

, но и любой
понравившийся ему

билетик

͘ Игру можно сопровождать музыкой͘


Эволюция

Ведущий
͗ Сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется

эволюция

͘ В ходе
этой игры каждый из нас будет
эволюционировать, проходя различные этапы͘ Этапов не так
много


лишь 4͗

1.

Яйцо (изображаем, предлагаем участникам повторить для тренировки͗
приседаем, руки поднимаем над собой, создавая форму яйца)͘

2.

Курица (встаем на прямые ноги, руками изображаем куриные к
рылья)͘

3.

Динозавр (руками изображаем пасть динозавра)͘

4.

Человек (обычная человеческая поза)͘

В начале игры все участники находятся на первом этапе эволюции
-

яйца͘ В такой позе
все свободно перемещаются по комнате и встретившись друг с другом, играют в камен
ь
-
ножницы
-
бумага͘ Тот, кто выиграл, переходит на следующий этап эволюции͘ Проигравший


опускается на ступень ниже (кроме яйца, яйцо и так 1
-
ая ступень)͘ Играть можно только на
своем уровне


яйцо соревнуется с яйцом, курица


с курицей и т͘д͘ Те, кто дост
иг уровня

человек


считаются выигравшими, отходят в сторону, наблюдают за процессом͘ Игра
продолжается до того момента, пока не останутся
участник
и без пары (1 яйцо) и все
остальные будут люди͘


Игра


Красные кегли не брать


Необходимый реквизит
:
несколько кегль 2
-
х цв
е
тов͘

Разноцветные
кегли

ставят на площадке͘ Двум участникам завязывают глаза,
раскручивают и отправляют за кегли͘ Задача
участн
ик
ов


набрать как можно больше кеглей
цвета своей команды͘ Если взял кеглю другой команды


штрафное очко͘ Остальные
участники

могут подсказывать, не называя имени
участник
а͘




Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru


Игра


Построй крепость


Участник
и сидят кругом на
стульях
.
Ведущий

в центре к
руга с завязанными глазами͘
Он


стражник, охраняющий территорию͘ Сидящие


неприятели, которые должны
построить на территории крепость, для чего им нужно на один стул составить все остальные
(число стульев равно числу
участник
ов)͘
Ведущий

стремится остано
вить строителей͘ Рукой он
показывает, откуда ему слышится звук, произнося слово

здесь

͘ Если ему удалось указать
на строителя, то строитель выбывает из игры͘ Если
ведущий

указал на место расположения
крепости, то она должна быть перестроена в другом месте͘ Если крепость построена, то
победили строители͘


Игра


Путаница


Все стоят в кругу, взявшись

за руки͘
Ведущий

отходит, а в это время круг

запутывается


(нельзя перешагивать через ноги)͘ Затем
ведущий

пытается распутать всех͘


Игра


Почта


Участники

встают в круг, взявши
сь за руки͘
Ведущий

в середине круга͘ По выбору
ведущего кто
-
то из
участников

произносит фразу͗

Я передаю письмо (и называет имя
одного из
участников
, стоящего в круге)

͘ После чего одной
рукой
пожимает руку соседа͘ По
цепочке
у
частники

передают рукопожатие͘ Как только пожмут руку
участник
у, которому
передавалось письмо, он должен сказать͗

Письмо получил

͘ Только после этого он
получает право передавать письмо͘
Ведущий

должен заметить момент передачи
рукопожатия и указать͗

Здесь

͘ Если

он прав, то передававший рукопожатие
участник

становится
ведущим
, а водивший занимает его место и получает право передать письмо͘
Игра продолжается͘


Игра



Сантики


сантики


л
им


по


по


Участник
и стоят в кругу͘
Ведущий

отходит на несколько секунд от круга͘ В это время
у
частники
, находящиеся в кругу, договариваются, за кем все будут повторять движения
(хлопки в ладоши, притопывание ногой, поглаживание по голове)͘
Ведущий

возв
ращается в
круг͘ Его задача


определить, кто показывает все движения͘ На протяжении всей игры
хором произносятся слова͗

Сантики


сантики


лим


по


по

͘ Задача

показывающего


незаметно менять движения, а все должны мгновенно его перенять͘ Три попытки для
угадывания͘ Если угадал, то меняются местами͘


Игра


Темп


Все
участники

сидят по кругу͘
Участник
и

рассчитываются по порядку номеров и
запоминают свои номера͘ Ведущий задает темп͗ два хлопка по коленкам, два щелчка
пальцами͘ Все повторяют͘ Как только удается установить единый ритм, вводятся слова͘
Ударяя два раза по коленкам, ведущий произносит два раз
а свой номер

один, один

, и
делает два щелчка пальцами͘ Затем, хлопнув по коленкам первый раз, произносит свой
номер, после второго хлопка


произносит номер
участник
а, которому передает слово
(например͗

один, три

)͘ Теперь этот
участник

(под номером

3

), не выходя из общего
темпа, ведет игру͘ Целесообразно в начале игры просто по очереди передавать слово, чтобы
участник
и запомнили темп и правила игры, а потом делать это вразнобой, постепенно
убыстряя темп͘ Играть можно на выбывание, либо номер ошибившег
ося заменяется
названием животного͘




Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru


Игра


Фрукты


Участники

встают в круг͘ Каждый

из участников
выбирает себе название
фрукта
.
Предлагается обмен фразам типа͗

Яблоко

любит
апельсин

͘ После этого апельсин должен
назвать новую пару͘ Если этого не происходит и ведущий успевает коснуться апельсина, то
они меняются местами͘


Игра


Мигалки


Участники

садятся в круг, один
стул

пустой͘ За спиной у каждого стула стоит по
человеку͘ Ведущий (у него стул
пустой) незаметно для стоящих мигает сидящим͘ Тот, кому
он мигнул, должен перебежать на пустой стул, стоящие же за стульями стараются не
допустить этого͘ Сидящие и сто
ящие могут поменяться местами͘


Игра


Поймай хвост дракона


Несколько команд выстраиваются в колонну͘ Каждый

участник
держит впереди

стоящего за пояс͘ Это

дракон

͘ Первый
участник
в колонне


это голова дракона, последний


хвост͘ Задача головы поймать хвост другого дракона͘ Туловище дракона не должно
разрываться͘ Вариант игры͗ всего один дракон, голова ловит собственный хвост͘


Игра


Невод


Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать
никому из
участников
͘ Двое или трое
участников

берутся за руки, образуя

невод

͘ Их
задача


поймать

рыб




остальных
участник
ов͘ Если

рыба


не смогла увильнуть, то
присоединяется к
ведущим
, увеличивая

невод

͘ Игра продолжается до того момента, пока
не останется последний
участник



победитель͘


Игра


Тише едешь


Вед
ущий

и
участники

находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены
на расстоянии 5


6 метров друг от друга͘ Задача
участников



как можно быстрее дойти до
ведущего

и дотронуться до него рукой͘ Тот, кто это сделал становиться
ведущим
.

Участники

двигаются только на слова
ведущего
:

тише едешь, дальше будешь! Стоп!

͘ На слово

стоп


все
участники

замирают͘
Ведущий
, стоящий до этого спиной к
участник
ам, поворачивается и
смотрит͘ Если в этот момент кто
-
то из
участников

пошевелится, а
ведущий

это зам
етит, то
этому
участник
у придется вернуться назад за черту͘
Ведущий

может смешить замерших
участников
͘ Кто засмеется, также возвращается назад͘ Игра продолжается͘


Игра


Светофор


На площадке чертятся две линии на расстоянии 5


6 метров друг от друга͘
Участники

стоят за одной линией͘
Ведущий

стоит между линией примерно по середине спиной к
играющим͘
Ведущий

называет какой
-
либо цвет͘ Если у
участников

этот цвет присутствует в
одежде
, они беспрепятственно проходят мимо
ведущего

за другую линию͘ Если такового
цвета в одежде нет, то
ведущий

может осалить
участник
а, перебегающего пространство
между

линиями͘ Осаленный
участник

становится
ведущим
.


Найди и коснись

В этой игре ведущий предлагает
участникам

расхаживать по комнате и касаться
руками разных вещей͘ Некото
рые задания будут очень легкими, а некоторые, воз
можно,
заставят
участников

задуматься͘ Игра на скорость͘

Итак, найдите и коснитесь
͗


Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru



чего
-
либо красного͖




холодного на ощупь͖



шершавого͖



того, что весит примерно полкилограмма͖



круглого͖



железного͖



голубого͖



того, что имеет толщину 100 мм͖



прозрачного͖



вещи
длиной примерно 8
8

см͖



вещи весом около 65 кг͖



зеленого͖



из золота͖



тяжелее 1000 кг͖



чего
-
нибудь, что легче воздуха͖



части одежды, показавшейся вам
красивой
͖



руки, котор
ые

вы находите интересн
ыми
͖



чего
-
нибудь, на ваш взгляд,
некрасив
ого͖



чего
-
т
о, что двигается ритмично͖



числа 15͘



Землетрясение


Инструкция
:
Ведущий

делит участников на группы по три человека͘ Двое участников
изображают

домики

, при этом они встают лицом друг к другу и держатся за руки͘ Третий
участник становится между
ними
, изображая

жильца

͘ Ведущий остаётся

бездомным

͘ Он
начинает игру, но при этом является полноправным участником͘

По команде

Домики ищут жильцов


все

домики

, не расцепляя рук, оставляют
своих

жильцов


и ищут новых͘

Жильцы


при этом остаются на
месте͘

По команде

Жильцы ищут домики


все

жильцы


оставляют свои

домики


и ищут
новые͘

Домики


при этом остаются на месте͘

Если же от ведущего поступила команда

Землетрясение

, то все покидают свои
места͗

жильцы


ищут себе новые

домики

, а

домики


ищут новых

жильцов

.


Жилец

, оставшийся без

домика

, становится ведущим

.


«
Тостер
-
Миксер
»

Участники

стоят в кругу лицом внутрь, в центре
ведущий
͘
Ведущий

показывает на
какого

либо из участников

и отдает одну из заранее условленных команд, тот, на кого он
показал и два его соседа должны изобразить соответствующую команде фигуру͘ Затем
ведущий

показывает еще на
какого либо из участников

и так далее͘
Участник, изобразивший
неверную фигуру
,

становит
ся
ведущим
, а в
едущий
встает на его место͘ Команды и фигуры
возможны следующие͗

Тостер

-

центральный подпрыгивает, боковые берутся за руки перед и за ним͘

Миксер

-

центральный держит руки на
д

боковыми ладонями вниз, боковые
вращаются на месте͘

Слон

-

центр
альный берет себя левой рукой за нос, а правую просовывает через
получившееся кольцо и выпрямляет ладонью вперед͘ Боковые руками показывают уши
слона͘

Чукча

-

центральный левой рукой якобы держа вожжи, а правой крутит над головой
воображаемый кнут͘ Боковые

держат руки рогами над головой и подскакивают на месте͘


Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

Пальма

-

центральный поднимает руки вверх, боковые тоже, но они еще и
отклоняются каждый с свою сторону͘

Телевизор

-

боковые показывают руками перед центральным квадратный экран,
центральный, делая в
ид, что он
-

диктор, что
-
то якобы говорит и, жестикулируя, выпрямляет
правую руку сквозь экран͘

Можно придумать и другие фигуры

͘



Треуголка


Ведущий предлагает произнести следующие слова͗

На голове у меня треуголка͘
Треуголка на голове у меня͘ А если
нет треуголки, то голова не моя!


Участники х
ором
проговаривают

четверостишье, постепенно заменяя слова жестами͘

1



Голова




показываем на голову͘

2



Моя, меня




показываем на себя

3



Тре


-

3 пальца

4



Уголка


-

угол локтем͘

В конце должны
остаться только предлоги͘



Кто Я?


Необходимый реквизит
:
булавки и листочки по количеству участников͘

В начале игры

все участники пишут на листке

и
мя известного героя, сказочного
персонажа, известного человека͘ Далее в случайном порядке листы прикрепляются на спину
каждому участнику при помощи булавки͘
У
частник должен узнать кто он,
задавая
соответствующие вопросы другим участникам
͘ При этом запрещае
тся задавать прямые
вопросы типа͗

Что у меня написано на листе?

͘ Отвечать на вопросы можно только словами

да


и

нет

͘ Итак, начали!




Персей и медуза Горгона


Ведущий͗


Для следующ
ей игры

я прошу вас разделится на две группы͘ Первая
группа встает в кр
уг, лицом наружу͘ Вытяните руки в стороны, чтобы касаться плеч стоящих
рядом͘ Вы будете

медузой Горгоной

, можете двигать руками и телом, но вам нельзя
сходить со своего места, приседать, а также у вас должны быть закрыты (или завязаны)
глаза͘ Ваша задача



не пропустить в круг

Персея

, при этом применять силу нельзя,
достаточно коснуться

щупальцами


(руками)͘

Вторая команда, вы
-


Персе
и

͘ Ваша задача
-

максимальному числу участников
попасть в круг, не допуская прикосновений

Горгоны

͘ Те, кого коснулась

Горгона

,
выходят из игры

.

Если игра проходит активно и с интересом, можно поменять команды местами͘ Игру
можно прервать раньше, если она затягивается и вызывает трудности у участников͘



Спящий пират


Цель͗ разминка, направленная на

развитие творческого подхода в решении проблем͘

Время͗ 5
-
10 минут͘

Необходимый реквизит͗ любые предметы небольшого размера͘

Ведущий͗

«Для следующей игры
я прошу вас разделится на две команды͘ Теперь от
каждой команды выберете по одному добровольцу,
которы
е

будут

спящими пиратами

͘ Я
завяжу им глаза͘ У ног

пиратов


будут располагаться

сокровища


(листы бумаги, маркеры,
бейджи и т͘п͘)
.

Теперь
участник
и противоположной команды располагаются широким кругом вокруг

спящего пирата

͘ По моему сигналу
участник
и пытаются достать

сокровища

͘ Пойманный

Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru


пиратом


участник

возвращается на исходную позицию͘ Каждый
участник

может сделать
по три попытки͘ За одну попытку можно взять только одно

сокровище

͘ Побеждает
команда, успешнее справившаяся с заданием

.

Д
ля усло
жнения игры можно предложить участникам играть молча, чтобы не
провоцировать

пирата


голосами͘



Сидячие, спокойные игры
.


Счёт до 33
-
х


Участники

счита
ю
т до 33
-
х, но вместо числа 3, чисел, которые делятся на 3 без
остатка, а также чисел, содержащих в
себе 3, дела
ют

хлопок͘ Задача


досчитать до 33
-
х͘
Если кто
-
либо ошибается


игра
начинае
тся

с него сначала͘




Ассоциация на предмет


Ведущий показывает какой
-
то предмет, совершая с ним какие
-
то
дейст
вия, и

передает


его сидящему справа, который делает что
-
то свое с этим

предметом


и
передает дальше и т͘ д͘ Примечание͗ игра проводится в полном молчании, кроме звуков͘ В
конце можно восстановить по цепочке кто что делал͘



Ассоциация на человека


Участники

выбирают ко
го
-
нибудь из присутствующих͘
Ведущий

должен угадать его͘
Для этого
ведущий

задает вопросы͘ Анализируя ответы
участников
,
ведущий

пытается
узнать, кто загадан͘ Ассоциации даются как по внешности, так и по характеру человека͘
Интересен вариант, когда загадыв
ается сам
ведущий

(Пример вопросов͗ если бы человек
был фруктом, городом, страной, предметом, животным)͘



Бег ассоциации


Ведущий произносит вслух два случайных слова (
например͗

сейф


и

апельсин

).
Следующий
участник

придумывает связь между этими словами (

из
сейфа выкатился
апельсин

) и называет свое слово (

яйцо

)͘ Следующий участник связывает второе слово с
третьим (

под кожурой апельсина оказалось яйцо

) и называет свое слово͘ Так и
гра
продолжается по кругу͘

Усложнение͗ В любой момент ведущий может остановить игру и попросить одного из
участник
ов восстановить всю цепочку слов͘ Если
участник

не справился с заданием, то он
выбывает из игры͘


Игра


Да, если͘͘͘

.

Все стоят кругом͘ Каждый
участник

придумывает вопрос, на который нельзя ответить

Да

͘ Задача второго
участник
а


дать положительный ответ и объяснить его
реалистичность͘ Например,

Можно ли скушать
дом
?

.

Да, если он из
шоколада

͘ После
чего ответивший задает свой вопрос и так по кругу͘


Игра


Инструкция


Ведущий заранее составляет инструкцию и знакомит с ней
участников
͘ Например,

Последний кто войдет сюда, должен построить всех присутствующих в квадрат, прич
ем,
одна сторона квадрата состоит из светловолосых, другая


кареглазых, третья


людей, в
чьем имени есть буква

А

, четвертая


из оставшихся

͘ Затем по очереди приглашаются в
зал участники игры͘ Первому из них инструкция зачитывается͘ Он и все остальные

должны

Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

по памяти передать ее содержание вновь входящим͘ Последний выполняет инструкцию так,
как он ее понял͘


Игра


Крест
-

параллель


Существует четыре тезиса͗

крест


крест

,

крест


параллель

,

параллель


крест

,

параллель


параллель

͘ Вы называете любой вариант и перебрасываете
мяч

своему
соседу или ведущему͘ После броска ведущий сообщает верно, это или

неверно͘ Вы должны
догадаться, в каком случае, и какой тезис является верным͘ Кто догадался, держит это в
секрете до всеобщего прозрения͘

Ведущий судит

верно


или

неверно


по положению ног͘ Например,

крест


параллель


-

верно, если у передающего мяч
ноги скрещены, а у принимающего


нет͘


Игра


Палата №6


Выбирают двух
ведущих, которые

будут

ведущими специалистами


в области
шизофрении и психоанализа͘
Ведущие

выходят за
дверь
.
Участники

договариваются о

болезни

, которая называется

сдвиг по фазе в левую сторону на два такта

͘ Симптомы

болезни

͗ на любой вопрос
ведущих




докторов


играющий

дает ответ на тот вопрос,
который был задан его соседу, сидящему от него слева через два человека͘ Чем интересней
вопрос, тем веселей будет проходить игра͘ Задача
ведущих



установить диагноз, угадав
принцип игры͘

Примечание͗ первые два

больных


и тот,
кто не услышал своего вопроса, говорят͗

бе


бе


бе, проезжай дальше

.


Игра


Половина за вами


Участники садятся в круг и перебрасывают друг другу
мяч
͘ При этом бросающий
громко говорит половину какого
-
нибудь слова͖ тот,
который

ловит

мяч
, должен назвать его
вторую половину͘ Например, паро
-

воз, теле
-

фон͘ Бросать мяч можно любому
у
частник
у͘
Отвечать нужно быстро͘ За каждую ошибку или задержку
участник

выбывает из игры͘

Условия можно усложнить͘ Ведущий даёт (говорит) половину слова каждому
сидящему в круге
участнику
͘ И каждый должен продолжить вторую половину͘ Не может
-

штрафное оч
ко͘ Ведущий начинает говорить свою половину слова, например,

теле͘͘͘

.
Участники

продолжают͗
телефон
, телеграмма,
тележка
,
телетайп
,
телеграф

и т͘д͘



Пум
-
пум


Ведущий

загадывает какое
-
то качество, элемент одежды, либо что видит͘ У каждого
участника либо есть пум
-
пум, либо его нет͘ Посредством открытых вопросов группа должна
отгадать, что такое пум
-
пум͘



Отгадай персонажа


Ведущий

загадывает персонажа и предлага
ет группе отгадать кто это посредством
закрытых вопросов (предполагающие ответ да
-
нет)͘ Вопросы задаются по кругу͘


Разминка

Я поеду в Америку


Ведущей начинает разминку с данной фразы и заканчивает её своим словом͘
Например͗ ведущего зовут Настя, то

Я п
оеду в Америку и возьму с собой Нитки

͘ Далее этот
вопрос задается каждому по кругу и если человек называет предмет, который он хочет взять
с собой в Америку, начинающийся с первый буквы его имени, мы берем его в Америку
.

Если
нет, ведущий говорит, что уча
стник пока не поедет в Америку͘ Если круг по участникам
пройден, то ведущий заново говорит, что он поедет в Америку и возьмет с собой (любой

Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

другой предмет на первую букву своего имени)͘ Постепенно группа догадывается͘ Просим
догадавш
ихся не раскрывать сек
рет всем͘



Вопросы песней



Ведущий предлагает участникам

разделиться на две команды͘
П
ервая команда,
посовещавшись, должна хором спеть отрывок из любой известной песни, в котором
заключен какой
-
либо вопрос (например͗

Я спросил у осени͗ Где моя любимая?

)͘ Вторая
команда должна за одну минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой другой
известной песни, в котором заключен ответ на заданный вопрос (например, в данном случае
можно ответить͗

Где
-
то на белом свете, там где всегда мороз͘͘͘

)͘ Если первая

команда
принимает ответ, то вторая команда в свою очередь задает свой вопрос, заключенный в
отрывке какой
-
нибудь песни͘ Если ответ не принимается, то команде дается дополнительно
еще 30 секунд на поиски корректного ответа͘ Начали!




Четыре стихии


Необходимый реквизит͗ мячик или мягкая игрушка͘

Ведущий
:

Существует четыре стихии͗ воздух, земля, вода, огонь͘ Сейчас я буду
бросать мячик каждому из вас и называть при этом одну из стихий͘ Как только мяч пойман,
ведущий

начина
ет вести

счет до трех͘ Ваша задача
-

успеть, пока идет счет, ответить͗

На слово

воздух


-

названием птицы или насекомого͘

На слово

земля


-

названием какого
-
нибудь зверя, который живет на суше
.

На слово

вода


-

названием рыбы или морского животного
.

На слово

о
гонь


отвечать ничего не надо, нужно успеть три раза хлопнуть в ладоши

.

Повторять слова нельзя͘ Кто не успел ответить или ошибся, выбывает из игры͘



Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

Когда нечего делать͘

Эти игры можно использовать в тех ситуациях, когда необходимо ждат
ь и занять
группу на пару минут (короткие заминки)͘


Игра


За окном


Ведущий

называет любую букву алфавита͘
Участники

по очереди перечисляют
предметы на эту букву, которые они видят за
окном

(в помещении)͘ Соревнуются две
команд
ы͘
Ведущий

поднятой рукой показывает, чья очередь отвечать͘ Если чер
ез 5 секунд
он не получает ответ, то право ответа получает
команда
, последн
яя,
назвавш
ая

слово͘
Можно провести несколько туров игры͘


Игра


Песенная перепевка


Соревнование между
2 командами
участников
, сидящих͘
Ведущий

называет любую
букву алфавита, а команды по очереди исполняют песни, начинающиеся с этой буквы͘ Если в
течение 10 секунд команда не сможет спеть песню, то очко получает противоположная
команда͘

Вариант игры͗ дается тема, на которую команды по очереди вспоминают песни и их
поют (темы͗ любовь, природа, песни, имена и т͘ д͘)͘



Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

Игры на прощание
.


Рекомендации͗

стоит выбрать одну игру, можно провести при свечах͘

ПРоводится по
оконч
ании интенсивной совместной работы в течение нескольких дней͘




Невидимая связь


Цель͗ сплочение коллектива, создание чувства общности, единения͘

Время͗ 10 минут͘

Необходимый реквизит
:
моток прочных ниток͘

Ведущий
:

Я прошу вас встать в круг на расстоянии

вытянутых рук и закрыть глаза͘
(
Ведущий

берет моток нитей, ножницы, входит в круг, рассказывает историю͘)

Известно, что давным
-
давно на свете жил один удивительный человек͘ У него были
длинная седая борода и волосы, поэтому многие думали, что он стар и му
др͘ Другие же
видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод͘ Этот человек умел то, чего не
умели другие͘ И люди называли его мудрецом͘ Никто не знал, откуда он пришел, но
говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким, как все͘

Менялись

поколения, а мудрец по
-
прежнему жил среди людей͘ И они ощущали себя
под его защитой͘

И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь͘ Он обошел всю Землю, и узнал
многих людей͘ И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характеры,
привычки,
желания и стремления͘


Как непросто всем уживаться друг с другом!


думал мудрец͘


Что бы такого
предпринять?




размышлял он͘

И тогда мудрец сплел тончайшую длинную нить͘ Задумал он обойти добрых сердцем
людей и связать их этой чудесной нитью

.

(Рассказы
вая историю,
Ведущий

обходит каждого члена команды и вкладываете ему
в руки нить͘)

Нить эта была уникальна͘ Гладкая и тонкая, она была совершенно незаметна для
человека, но несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми͘ Те, кому
мудрец пе
редал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее͘ Они стали более
внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего͘ Иногда
они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась͘ Иногда они ссорились, и нить
разрыв
алась, но после примирения оборванные концы нити связывались вновь͘ Только
узелок напоминал о прошлой ссоре͘

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто
-
то бережно берег, передавая тайну из
поколения в поколение͘ Кто
-
то, не ощущая присутствия нити, оставлял н
а ней множество
узелков, да и характер его постепенно менялся и становился

узловатым

͘ Но главное, у
каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал
близкими и друзьями, соратниками и партнерами͘

(Когда у каждого члена коман
ды будет в руках нить,
Ведущий

отрезает ее от мотка и
завязывает концы͘ Таким образом, нить образует замкнутый круг͘)

Дорогие друзья! Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить, подарок мудреца͘
Какова она на ощупь? Гладкая, шелковая, тонкая, прохладна
я͘͘͘ Давайте проверим, что
может произойти, если каждый потянет ее на себя͘͘͘ Она натянется и станет резать руки͘
Такие отношения называют натянутыми͘͘͘

А если кто
-
то потянет нить на себя, а кто
-
то не станет этого делать͘͘͘ Что будет,
давайте попробуем͘͘͘
Равновесие круга нарушается͘ Кто
-
то оказывается в более устойчивом

Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

положении, а кто
-
то совсем в неустойчивом͘͘͘ О таких ситуациях говорят

он тянет одеяло на
себя

...

Некоторые люди предпочитают надевать эту нить себе на шею͘ Хотите попробовать?͘͘
Те, кто
сейчас сделал это, наверное, ощутил, как больно нить режет шею͘͘͘ Про такие
ситуации люди говорят

посадил себе на шею

...

Разные эксперименты можно проводить с этой нитью͘ Собственно, многие люди
посвящают этому целую жизнь͘ Натянут, разорвут, завяжут узе
л, наденут на шею или вообще
отпустят͘͘͘ В нашей команде это недопустимо͘ Давайте сейчас найдем такое положение и
натяжение нити, которое будет наиболее удобным для всех͘ И запомним это состояние
каждой клеточкой нашего тела͘ Спасибо!

На время обсуждения н
ить можно положить в круг, потом смотать и убрать͘ Нить
можно хранить среди ценных вещей и талисманов команды как символ связи между ее
членами͘

Главный вопрос для обсуждения͗

Чему эта игра может научить команду?






Чудесный ковер


Цель͗ сплочение колле
ктива, создание чувства общности, единения͘

Время͗ 20 минут͘

Необходимый реквизит͗ моток ярких ниток (лучше золотого или другого

теплого


цвета)͘

Ведущий
:

Дорогие друзья! Припомните,
пожалуйста, все наикрасивейшие к
овры,
сотканные вручную͘͘͘ От них веет особым теплом и очарованием͘ В чем секрет ковров
ручной работы? В древности искусство
ткачества

ковров считалось чуть ли не магией͘
Мастерица как будто держала в руках нить судьбы, соединяла ее с другими судьбами в
пр
ичудливые орнаменты͘ Действительно, когда судьбы переплетаются красиво, получается
чудесный рисунок͘ Когда мы строим красивые взаимоотношения, наш общий рисунок
получается гармоничным͘͘͘ В древности к процессу изготовления ковра не допускали
мастериц злых,

сварливых, суетливых͘ Считалось, что только с добрыми намерениями и
сердцем можно создать настоящий ковер͘͘͘

Вы видите у меня в руках моток ниток͘ Если нить намотать на палец, наши пальцы
смогут удерживать нити в натяжении, как катушки͘ Таким образом мы м
ожем соткать общий
ковер͘ Намотав нить на палец, мы будем передавать моток другому͘ Но, чтобы ковер
действительно получился чудесным, есть один секрет͗ передавая моток другому, нужно
сказать ему доброе слово͘ Это может быть комплимент, доброе пожелание, вы
ражение
добрых чувств͘ Передавать моток можно как угодно
-

и тем, кто стоит напротив, и тем, кто
рядом, и тем, с кем вас разделяют несколько человек͘ Можно говорить добрые слова всем
ткачам, тогда моток будет пущен по кругу͖ каждый намотает нить себе на па
лец, и моток
вернется обратно͘ Постепенно все наши пальцы окажутся занятыми, а ковер сотканным͘

Позвольте, я начну͘ Я восхищаюсь вашей открытостью и готовностью сотрудничать
друг с другом͘ Я прошу пустить моток по кругу, чтобы каждый намотал нить себе на п
алец͘

Посмотрите, какой красивый ковер у нас получился! Похоже, что и почти все наши
пальцы задействованы в поддержании его формы? Попробуйте, пошевелите пальцами!
Чувствуете, какой резонанс это вызывает?

Мы уже с вами говорили о том, что между нами
протянуты невидимые нити, теперь
мы видим, что они образуют интересные рисунки͘ Видите, достаточно нам пошевелить
пальцами, как мы можем быть услышанными͘ Мудрецы называют это ЧУТКОСТЬЮ͘ Давайте
сохраним это ощущение͘


Бизнес
-
тренер
Соколова Анастасия


a
-
sokolova.ru

Итак, наш ковер соткан͘ Теперь мы акку
ратно опустим его вниз, на пол и снимем с
пальцев͘ Теперь, когда ковер лежит на полу, если хотите, можно снять обувь и по очереди
пройти по нему͘

Чудесный ковер, сотканный нами сегодня, символизирует добрые отношения между
нами͘ Давайте скатаем его в клубо
к͘ Пусть этот ковер, свернутый в клубок, станет вашим
талисманом͘

Игра может продолжаться довольно долго͗ пока нитки не закончатся, либо пока все
не устанут͘ Здесь важно поймать настроение команды, ибо

все хорошо в меру

.




Ожерелье
благо желаний


Цель͗
сплочение коллектива, создание чувства общности, единения, взаимного
доверия͘

Время͗ 20 минут͘

Необходимый реквизит
:
мотки разноцветных ниток͘ Необходимо заранее заготовить
длинные и короткие нити͘ Длинные нити


примерно 70 см͘ Короткие


примерно 10 см͘
Количество длинных нитей соответствует количеству членов Вашей команды͘ Коротких
нитей должно быть как можно больше͘

Ведущий
:

У меня в руках разноцветные нити͘ Есть длинные и короткие͘ На самом
деле это не простые нити, а искры нашего творчества͘ Согласн
о легенде, если собираются
вместе люди с чистыми сердцами и становятся членами одной команды, они могут
превратить эти искры в удивительные ожерелья для каждого͘ Сейчас, пожалуйста, каждый
возьмите по одной длинной нити, повесьте ее себе на шею и завяжите
концы͘ Это
-

основа
ожерелья͘ А теперь возьмите себе по охапке маленьких искр͘ Вам предстоит подойти к
каждому члену нашей команды, сказать ему добрые слова, пожелания и в память об этом
завязать узелок из маленькой искры͘ Так маленькие нити
-
искорки станут

бусинами на нити
ожерелья͘

И
гра не обсуждается, а ожерелья бережно хранятся͘


Круг енотов

Ведущий͗

Вы видите в моих руках обыкновенную корсажную ленту͘ Ее концы
связаны,
и

у меня в руках


круг из корсажной ленты͘ Я прошу вас взяться за него обеими
рукам
и и потянуть на себя͘ Займите такое положение, чтобы держать ленту вытянутыми
руками͘ Расслабьтесь! Чувствуете, он вас держит? Так, все вместе, мы можем образовать
круг, который поддерживает всех нас͘ Мы можем доверять ему настолько, что даже закроем
глаза
͘͘͘ Держит? Конечно, ведь мы привели его в состояние равновесия! Вот чудо


благодаря тому, что мы все доверяем ему держать себя, он держит нас! Оказывается,
доверие способно поддерживать и того, кто доверяет, и того, кому доверяют͘

Попробуем отпустить одн
у руку и держаться за круг только одно рукой͘ Удобно? Нет?
Уже чувствуете себя как будто связанными? Вас это обременяет?͘͘ Неудивительно! Разве
можно доверять наполовину?

Половинное


доверие, как вы убедились, вызывает
напряжение͘

Давайте снова возьмемся
за круг двумя руками, откинемся назад, держась за него
вытянутыми руками, установим его равновесие и закроем глаза͘ Давайте запомним каждой
клеточкой нашего тела ощущение взаимного доверия и поддержки͘͘͘

Этот круг называют

енотовым

,


продолжает ведущий,



зоологи заметили, что
еноты совершают важные для них дела, становясь в круг͘ Вы чувствуете, что круг
действительно объединяет нас всех͘ Давайте запомним это чувство и будем

вызывать


его
всякий раз, когда нам предстоит совместная работа! Спасибо!



Приложенные файлы

  • pdf 9496824
    Размер файла: 794 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий