Адуев В.А. Общественно-правовые институты чеченцев в Средние века.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Проблемы теории и истории права и государства

34


RECEPTION OF JUDICIAL CHARTERS OF ALEXANDER II
IN THE

FIRST REPUBLIC

OF ARMENIA (1918
M

1920): COLLISION OF THE DEMOCRATIC LEGISLATION

AND EMERGENCY SITUATION


Abstract

Based on the study of archival materials, the article is aimed to reveal the process of formation
of the judicial system of the First Republic of Armenia by means of reception of the judicial
statutes of Alexander II, and thereafter the change of

the initial democratic stance and legisl
a-
tive abolition of certain principles of justice. These changes, whose motives were not limited to
only political ones, were not only a consequence of a low level of legal culture and awareness
of the political elit
e, but they were also a result of a collision between democratic legislation
and an extraordinary situation in public relations.

Key

words
:

judicial organization, Alexander II, judicial statutes, irremovability

of judges, e
x-
traordinary courts, failure to
appear.



УДК 300Ǥ
141




D
OI
:

10.22394/2074
-
7306
-
2017
-
1
-
4
-
34
-
39


ОБЩЕСТВЕННО

ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ Ч
ЕЧЕНЦЕВ В СРЕДНИЕ ВЕ
КА


Адуев

Вахид

Абумуслимович


п
реподаватель кафедры
г
ражданского права и
процесса
,

Чеченск
ий

государственн
ый

университет

(
364907,
Россия,
Чеченская

Республика, гǤ Грозный,

улǤ Шерипова, 32
)

E
-
mail
:

[email protected]


Аннотация

В данной статье предпринята попытка систематизировать общественно
-
политические институты чечен
цев

средневекового периода
, р
аскрыть содержание
обычного права чеченцев (адата), определить виды наказания за те или иные престу
п-
ленияǤ

Автор
рассматривает данные вопросы в контексте историк
о
-
правового анализаǤ

Ключевые словаǣ

обычное право, адат, сист
е
ма
, общественно
-
правовые и
н-
ституты, тайп, собрание, тукхум, общество, этнос, суд, мехк
-
кхелǤ


Эпоха средневековья является «темным пятном» в истории ЧечниǤ Сочинения
средневековых авторов и архивные материалы практически не дают полной и д
о-
стоверной информа
ции об общественном устройстве, внутренней социальной стру
к-
туре и правовой системе чеченцев того времениǤ

Материала по исследованию общественно
-
экономического строя и нормати
в-
но
-
правовой базы

чеченцев средневекового периода практически не сохранилось,

за
исключением фольклорного и полевого материала, ссылаясь на который можно с
о-
ставить более или менее объективное представление о жизненном укладе того вр
е-
мениǤ

Система социальных отношений чеченцев в средневековье (охватываемый
период
XIV

M

XVIII
, час
тично
XIX

ввǤ), по мнению ряда авторов, представлял
а

собой
ассоциацию «общественно
-
политических союзов»


(тукхумов), которые
,

в свою оч
е-
редь
,

были объединениями сельских (аульных) территориальных общин (тайпов)Ǥ

Чеченский этнос на тот момент, несмотря

на отсутствие в силу объективных
причин полных и достоверных сведений о численности населения, все же оставался
одним из крупнейших на Северном КавказеǤ Как правило
, условия жизнедеятельн
о-
Северо
-
Кавказский юридический вестник
, 2013, №
4




35


сти больших групп людей
требовал
и

определенного порядка и системы н
ормиров
а-
ния как способ
а их

повседневного существованияǤ

Далее
,

на основе имеющихся источников, фольклорного и полевого матери
а-
ла, а также языка будет предпринята попытка систематизировать

общественно

политический строй и
судопроизводство
чеченцев в ра
ссматриваемый периодǤ


Общественно
-
политическое устройство

Становление и организация общественно

политической системы чеченцев
представляет собой длительный и весьма сложный процессǤ Согласно историческим
данным, каждый аул (тайп) имел свое самостоятель
ное управлениеǤ Тайп (от

арабǤ


род, община, племя)
M

общественный институт, который выполнял социально орг
а-
низующие функцииǤ

Более широкое определение тайпа



совокупность родственных групп людей
или семейств, происходивших от одного общего предка и (или)

общего места прож
и-
вания
, с
формировавшихся на основе примитивных производственных отношений
имеющи
х

единую территорию, общую экономическую

и

материальную
базу
, а также

идеологическую
основу
Ǥ Из отдельных групп аулов (тайпов) складывались т
ак наз
ы-
ваемые

об
щества (тукхумы) в целях регулирования хозяйственных, экономических и
общественно


политических вопросовǤ

Подобные общества могли объединяться в более крупные образования


со
ю-
зы обществǤ В таком союзе, обладавше
м

полной политической самостоятельностью,

наи
более крупн
ое

селени
е

могло
признава
ться

глав
ным в

союз
е

или
являлось
сбо
р-
ным местом (столица, ставка)Ǥ «Эти союзы в своем дальнейшем росте и развитии
складывались в «къам»


этнос, таким образом, шла интеграция, образования единой
нации» [1
, сǤ
76
].


Главенствующую роль в правовой системе чеченцев занимало

обычное право
(адат)Ǥ Сам термин «адат» утвердился на Кавказе в связи с распространением исламаǤ
Несомненно, нормы обычного права существовали у различных нар
одов Кавказа с
древнейших времен, и их содержание зависело от многих условийǣ исторических,
экономических, географических и др
Ǥ В
них главным образом находил
и

отражение
психология народа, его генетическое состояниеǤ

Существовала система «управления»


(ур
халла дар
на чеч
.)
по возрастающей
вертикали властиǤ
Внутреннее управление аулов


общин осуществлялось аульными
советами или сельскими сходамиǤ

«В чеченском обществе каждое кровнородственное объединение (мелкое


с
е-
мья, более крупное, состоящее из нескол
ьких семей по возрастанию,


«гар», «некъе»,
«тайп») имело своих старшин


представителей, вместе представляющий совет о
б-
щины или тайповый совет (тайпан гулам
на чеч
Ǥ) входившие в него на равных по п
о-
ложению и почету правах» [2
, с
. 23].

В совет старейшин,

кроме самих старейшин (къаной

на чечǤ
) входили военные
предводители (баьччи

на чечǤ
), жрецы, муллы, руководитель тайпа (тайпан тхьамда

на чечǤ

) и тǤ

дǤ

«В первобытные времена пастушеской жизни»,


пи
сал

в своем сочинении
«Чеченское племя» этнограф, р
отмистр Умалат Лаудаевǣ «старший в роде был, ув
а-
жаем своей фамилиейǤ Он решал домашние несогласье и споры, был отцом и наста
в-
ником фамилии» [3
, с
.

24].

Родовые старшины
из
бирались
от
общины
в соответствии со

следующим
и

принципам
и
ǣ они должны были обладать

умом, твердым характером, мужеством,
знанием обычаев и другими качествами
,

присущими настоящему мужчине (къонаху

на чеч
.)
.

Проблемы теории и истории права и государства

36


Леонтович ФǤ

И
.
в своей работе «Адаты кавказских горцев», пишетǣ «все ссоры
в те времена судились мудрыми стариками,
M

они были ум
нее, жили очень долго,
знали много и всегда решали по справедливости» [0
, с
.

11]Ǥ В компетенцию старшин
входилоǣ контроль за общественной и хозяйственной деятельностью общинников,
разбор споров и жалоб, председательство при взаимоотношениях с другими общ
и-
нами, сбор и руководство общественным собранием и тǤдǤ

Совещательно
-
представительным органом тукхума был совет старейшин ту
к-
хума или тукхумный совет (тукъхуман гулар
на

чеч
Ǥ), который состоял из представ
и-
телей всех тайпов
,

входивших в тукхумǤ В ведени
е

э
тих собраний входилоǣ опред
е-
ление порядка проведения сельскохозяйственных работ, водопользование, найм о
б-
щинных пастухов, сбор налогов на строительств
о

и ремонт дорог, мостов, крепостей,
сторожевых башен, (позже и мечетей) и тǤ

дǤ «Здесь же решались вопрос
ы обеспеч
е-
ния безопасности территории и жителей селений, выбора старшин, членов суда, в
о-
енных предводителейǤ Выносили на собрания и споры между отдельными лицами»
[5
, сǤ

264].
Тукхумный совет созывался в случае необходимости для решения межта
й-
повых споров

и разногласийǤ

Таким образом, главные вопросы жизни общины решались на общем сходе,
которые выносились на обсуждени
е

советов разных уровней, что говорит о наличии
организованной системы управленияǤ


Судопроизводство

и виды наказания

Судебный процесс
носил обвинительно


состязательный характерǤ Процесс
был устным, открытым, само разбирательство проходило на площади или на откр
ы-
том месте (так сказать на яру, под небом, чтобы видел Всевышний)Ǥ «Дела, касавш
и-
еся целого села, аула (тайпа) обыкновенно р
ешались на сходах, куда собирались все
жители и где каждый в свободной форме говорил, кто, что знал» [2
, сǤ
103].

В
подобных сходах принимало участие исключительно мужское население с
15
-
ти летнего возраста (в чеченском обществе достигший 11
-
ти лет считал
ся сове
р-
шеннолетним, тǤеǤ дееспособным)Ǥ Женщины были лишены права голосаǤ «Подобные
места назывались «хаттам», (тǤеǤ буквǤ расспрос
на

чеч
Ǥ), судьи выслушивали дело и
объявляли приговор» [
3
, с
.

25].

Решение выносилось по большинству голосов судейǤ Процеду
ра судопрои
з-
водства по тем временам была достаточно упрощеннойǤ Старики выслушивали о
т-
дельно каждого из разбирающихся, выслушав, произносили приговорǤ

Если одна из тяжущихся сторон оставалось недовольной приговором, и не х
о-
тела выполнить решения суда, то о
ни имели дело не только с противником, но и со
свидетелем и старшинами, находившимися на судеǤ Для обвинения было необход
и-
мо, чтобы истец представил со своей стороны одного или двух свидетелейǤ Требов
а-
ния истца
,

доказавшего свою правоту
,

должны были испол
няться неукоснительноǤ В
случае разногласия стороны выбирали других судей (так сказать, действовал при
н-
цип отвода судей)Ǥ «Судьи (кхелхой) были строгиǤ Они принимали присягу, что будут
судить по совести, не будут держать сторону чью


либо, будь они родст
венники или
чужие и не из корыстных целей или боясь мести кого


либо, что они постановят то,
что следует по адату предков и по своему уму, дарованному Богом» [
7
, с
. 130
].

Деятельность суда не зависела от погодных условий, если дело требовало
принятия
не
отлагатель
ных решений
.

Ответственность за совершаемое преступление включало в себя определе
н-
ные меры наказанияǤ Так, если раньше действовал принцип талиона
M

«равное за
равное», то впоследствии прочно утверждается правило композиции, тǤ е
.

соотве
т-
стви
я (принцип соразмерности)Ǥ

Северо
-
Кавказский юридический вестник
, 2013, №
4




37


С развитием судебно
-
административной системы чеченцев были определены
следующие, наиболее известные виды наказания, такие какǣ изгнание виновного с
общины (обиженные также могли предать виновного к смерти или примирит
ь
ся с
ним)
Ǣ изгнание виновного на определенный срок (в виде ссылки)Ǣ имущественное
вознаграждение потерпевшего (эта мера наказания обычно применялась в таких сл
у-
чаях
,

как воровство, ранение, бесчестие, и

тǤ

пǤ)Ǣ денежные штрафы


за причиненный
ущерб, а также в поль
зу общественных дел, так сказать
,

на аульные (общинные) ну
ж-
ды, на возмещение судебных расходов (судебные издержки, пошлины «ял»
на

чеч
.).

Существовал
и

определенн
ые

форм
ы

возмещения, такие какǣ «такхарш»
,

«мах»


возмещени
е

за причинение физического, мат
ериального вреда, «там»


возмещ
е-
ние морального вредаǢ «г
l
уда»


возмещение в виде штрафа за посягательство на о
б-
щественную нравственность и демонстрацию неповиновения лицам, в достойной
форме требующи
е

у виновной стороны подчинения разумным нравственным н
о
р-
мам обществаǤ

«Были так же выработаны правовые механизмы по примирению и освобождение
сторон от взаимных обид и притязаний» [
8
, с
.

1] (куьге вахийтар, юкъястар

на

чеч
.).

Более тяжкие виды наказания назначались за тяжкие преступления
,

такие
какǣ убийс
тво, преступления оскорбляющие честь и достоинство
,

и тǤ

дǤ

За умышленное убийство действовало право кровной мести (кровомщение)Ǥ С
у-
ществовали особые правила поведения между враждующими сторонами (кровниками)Ǥ


Мехк

кхел

На протяжении долгих столетий в
о главе нахских (чеченских) обществ стоял
верховный (судебный) орган власти


Мехк
-
кхел (дословно переводимый как «суд
страны или совет страны»)Ǥ


Мехк
-
кхел представлял собой
коллегиальный орган, который
созывался рег
у-
лярно, как правило, для обсуждения общ
еродовых вопросов и разбора частных споровǤ

«Согласно народным преданиям, древнейшими центрами, где созывался мехк

кхел
,

служилиǣ район реки Чанти Аргун (Ц1ой пхеда), Майсти, гора Мизир
-
корта,
Жеми
-
барз (при сǤ Чечень), сǤ Кий, местечко Говраш тосу басо («
место для привязи
коней»), сǤ Нашаха, курган Кхетош
-
корта, и дрǤ»

[
9
, с
.

200
]
.

Самый чистый обычай, по мнению чеченцев, существовал в Нашаха, куда
отправлялись для проверки приговора по делуǤ
Большим авторитетом при решении
спорных вопросов являлся мехк
-
кхел, который заседал на горе Кхеташ
-
КортǤ Судя по
сведениям
,

между «мехк
-
кхел» у горы Кхеташ
-
Корт и селǤ Нашаха существовала
определенная преемственностьǤ «Здесь вырабатывались новые обычаи (нормы) и
вносились

изменения в уже существующие адаты в соответс
твии со
складывающейся новой общественно
-
политической обстановкой и экономическими
условиями жизни общества»
[1
0
, с
.

281
]
.

Известны также и другие места, где заседал «мехк
-
кхел»
:

на горе Муйти
-
корт, в
Ассинском ущелье и дрǤ

Решения мехк
-
кхел было для все
х обязательнымǤ В случае неповиновения р
е-
шению мехк
-
кхел к исполнению принуждали силойǤ Так, к примеру, известны сл
у-
чаи, когда за невыполнение постановления мехк
-
кхел наказывал целые селения
,

вплоть до полного уничтоженияǤ

В своем распоряжении
мехк
-
кхел

имел специальный отряд, для выполнения
особо важных поручений (в виде конвоя) или сопровождения в целях безопасностиǤ
Были специальные должности посыльных, вестников, переводчиков и глашатаев,
которые оповещали народ и членов собранияǤ

Проблемы теории и истории права и государства

38


С утверждением ис
лама и исламского права (шариат) учреждаются и начин
а-
ют функционировать шариатские суды шаркъан
-
кхел, осуществляющи
е

правосудие
по шариату и адату чеченцевǤ

По мнению некоторых авторов,
в частности,
Ильясов
а
ЛǤ

МǤ

и

Саидов
а

ИǤ

М
.,

существовали также и дру
гие верховные органы управления, такие какǣ Мехкан кх
е-
ташо (совет страны как представительный орган власти) и Халкъан гулам (народное
собрание)Ǥ Исполнительные властные полномочия выполняли избираемые должн
о-
стиǣ М
ехк
-
да, (юрт
-
да) руководитель общества, (а
ула) и тǤ

дǤ

Таким образом, существование вышеперечисленных институтов общественно
-

политического и
судебно
-
административного
характера в
истории Чечни

свидетел
ь-
ствует о наличии признак
ов

государственности, которые во многом
содействовали

сплочени
ю

родоп
леменных объединений в процессе формирования единого этносаǤ

Следовательно, речь идет о наличии высокоорганизованных органов
управления, с
учетом правового быта и древних демократических ценностей
чеченского общества в прошломǤ

Существует мнение не
которых ученых
-
кавказоведов, которые утверждают «о
возможном сосуществовании родового строя с государством и, что после крушения
государства, по тем или иным причинам, родовой строй восстанавливается
вновь, как основа социальной жизни»Ǥ [1
1
, с
. 43
7]
.
То есть усиление государства вело
к ослаблению кровнородственных отношений и
,

наоборот, ослабление государства
влекло за собой восстановление и усиление роли кровнородственных отношенийǤ

Вопросы общественно
-
политического устройства Чечни средневеково
го
периода не могут рассматриваться только в
контексте
одной общеисторической
концепции,

необходи
мы комплексные
методологические
подходы
.

Каждая из затронутых
выше
тем, а именно
:

общественн
о
-
политический

строй
(народные собрания, система администрировани
я, социальная структура),

суд
опр
о-
изводство, виды наказани
й
, кровная месть, Мехк
-
кхел, заслуживает отдельного
,

б
о-
лее
тщательного изученияǤ


Литература


1.

Ахмадов ЯǤ

З
.
, Ахмадов ШǤ

Б, Асталов ВǤ

А, Исаев ЭǤ АǤ

История Чечено
-
Ингушетии (XVI

M

середина ХIХ ввǤ)Ǥ

Грозныйǣ Книга, 1992Ǥ

2.

Мамакаев МǤ АǤ

Чеченский тайп (род) в период его разложенияǤ Гроз
ныйǣ
Чечено
-
Ингушское книжное издательство, 1933Ǥ

3.

Лаудаев УǤ

Чеченское племяǤ ССКГǤ ВыпǤ

2Ǥ Тифлис, 1434Ǥ

4.

Леонтович ФǤ

И
Ǥ Адаты кавказских горцевǣ Материалы по обычн
ому праву С
е-
верного и Восточного КавказаǤ ВыпǤ 2, Одесса
,

1883.

5.

Ахмадов ЯǤ

ЗǤ

История Чечни с древнейших времен до конца
XVIII

в
ека
Ǥ МǤ, 2001Ǥ

6.

Берже АǤ П
Ǥ Чечня и чеченцыǤ Сочинение Правителя Кавказского отдела Имп
е-
раторского Русского Географического общ
естваǤ Тифлис
,

1859.

7.

Далгат БǤ

КǤ

Родовой быт и обычное право Чеченцев и Ингушейǣ Исследование
и материалы 1492

M

1490 ггǤ МǤǣ ИМЛИ РАН, 2004Ǥ

8.

Саидов ИǤ

М
Ǥ Мехк
-
кхел (Совет страны) у нахов в прошлом
/
/

Кавказский этн
о-
графический сборникǤ ЧǤ 2Ǥ Тбилиси, 1
968.

9.

Абдурашидов АǤ

ДǤ, Хизриев РǤ

СǤ

Искажение изначальных юридическ
их

терм
и-
нов в русском и чеченском языкахǤ Санкт
-
Петербург
:

«ВИТУ»
,

2002.

10.

Ахмадов ШǤ Б
Ǥ Чечня и Ингушетия в ХVIII
M

начале ХIХ векаǤ Элистаǣ АПП «Джа
н-
гар», 2002
.

Северо
-
Кавказский юридический вестник
, 2013, №
4




39


11.

Гумба ГǤ

Д
Ǥ Нахиǣ вопро
сы этнокультурной истории (
I

тыс
.

до нǤ

эǤ)Ǥ АНА, АбИГИ
имǤ ГулиаǤ АбгосиздатǤ Сухум, 2012Ǥ


Aduev Vahid Abumuslimovich
,
Teacher of the Department of Civil Law and Procedure
,

the
Chechen State University

(
32,
Sheripov St., Grozny, Chechen Republic,
36490
7,

Russian
Federation)
.

E
-
mail:
[email protected]


SOCIAL AND LEGAL INS
TITUTIONS OF THE CHE
CHENS IN THE MIDDLE
AGES


Abstract

This article attempts to organize information about social and political instit
utions of the Ch
e-
chen medieval period, to expand the content of the customary law of Chechens (adat)

and to
i-
dentify the types of punishment for certain crimes.

The author examines these issues in the
context of historical and legal analysis.

Key words:

cus
tomary law, adat, the system of social and legal institutions, Taipei, meeting,
-
khel.



УДК

340.141



DOI
:

10.22394/2074
-
7306
-
2017
-
1
-
4
-
39
-
44


КРОВНАЯ М
ЕСТЬ И ПРИМИРЕНИЕ В
ОБЫЧНОМ ПРАВЕ ЧЕЧЕНЦ
ЕВ

(ИСТОРИКО
-
ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)


Адуев

Валит

Абумуслимович


п
реподаватель кафедры правовых дисциплин
,

Чеченск
ий

государственн
ый

педагогическ
ий


университет

(
320031, Россия, Чеченская Республика,

г
.

Грозный, улǤ

Кие
вская
, дǤ

33
)
.

E
-
mail
:
aduev
_
scorpion
@
mail
.
ru



Аннотация

В данной статье рассматривается природа кровной мести, которая на пр
о-
тяжении не одного столетия являл
а
сь сдерживающим фактором и регулятором о
б-
щественн
ых отношений в обычном праве чеченцев
, а

также вопросы примирения
враждующих сторон (маслаат)Ǥ

Ключевые словаǣ

кровная месть, обычное право, адат, род, семейство, ко
н-
фликт, кровники, союз, примирение, комиссия по примирению, уголовное правоǤ


На протяжени
и д
лительного
времени у разных народов кровная месть сущ
е-
ствовала как общественно
-
принятый социальный институт со своими правилами и
устоямиǤ Так, к примеру, принцип кровной мести практиковался в странах Ближнего
Востока и АлбанииǤ В Европе обычай имел ши
рокое распространение в средневек
о-
вой Италии и
в
скандинавских странахǤ Словом «вендетта» кровная месть назыв
а-
лась, главным образом, на островах Сардиния и КорсикаǤ

Так или иначе, в некоторых странах кровная месть просуществовала плоть до
XX в
.
, а на Кавка
зе практикуется и понынеǤ Именно на Кавказе данный институт
нашел особое применениеǤ Здесь кровная месть являлась неким сдерживающим фа
к-
тором и своего рода регулятором общественным отношенийǤ

Кровная месть существовала у многих кавказских народовǤ В чече
нском общ
е-
стве институт кровной мести имеет глубокие корниǤ У чеченцев кровная месть наз
ы-
вается


«ч1ир»Ǥ Если перевести дословно


«кровь за кровь или расплата»Ǥ Этот

Приложенные файлы

  • pdf 9452013
    Размер файла: 651 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий