Нижинский Сеанс одновременной игры

Нижинск ий Сеанс одновременной игры © Алексей Бурыкин Факт публикации нали цо , но что с лицом ? Автор предуведомляет читателя , что пьеса «Нижинский» - не биография знаменитого поль ско-русского танцовщика . Персонаж только маскиру ется под прототип , являясь (в том числе и на сцену ) призраком. Автор предупреждает : точка в финале «Нижинского» поставлена б ез малого четыре года назад . «Занавес» окончательно скрыл пространство с заваленными набок буквам , перекошенными ри фмами и ходульными диалогами . Что не по зволило в дальнейшем - вплоть до нынешнего печатного появления пьесы - скальпелю автор а , сиречь перу, нарезАть Время лом тиками по своему произволу . Подобное привод ит к измене Мнемозине . А та , счастливо кудахтая , назойлива и нетерпелива : 1993-й , февраль , 20-е - день премьеры «Нижинского» . Спе ктакль на Пречистенке умер в том же году , но пьеса с тех пор успе л а юркнуть под глянцевую черно-б елую обложку , сменив родной язык на анг лийский , то есть и вовсе отстраниться о т автора. Автор утверждает также : размытость жанра и границ места и времени дейс твия - в строку : это будет замечено чутк им читателем , вообразить к о торого мне с трудом , но удается , ибо таковой редко , но встречался еще когда «Нижинс кий» имел рукописный вид. Автор выражает б лагодарность Джону Фридману , а также «Театр альному Товариществу 814» - их неоценимая подд ержка , моральная и материальная , позволил а представить «Нижинского» русскому читателю. Алексей Бурыкин Посвящается Олегу Меньшикову НИЖИНСКИЙ. Люблю говорить стихами. АКТЕР. Пан любит поэзию ? НИЖИНСКИЙ. Я сам поэзия. ЛИЦА : Нижинский Актер. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Вацлав НИЖИНСКИЙ кубарем выкатываетс я на сцену. НИЖИНСКИЙ. Сбежал , сбежал ! Эти голоса ! - не могу их больше переносить ! Надоело ! (Входит в телеф онную будку , снимает трубку . Набирает первый номер .) Алло , полици я ? Меня все утро преследует какой-то ма ньяк , помогите мне ! Что вечер ? Ну и что ? Имее т ли это значение ? А ес ли я не скажу , вы оставите меня од ного ? На растерзанье , может быть , убийцы ?! Откуда я знаю ?! Я немедленно сообщил бы вам , но здесь нет никаких вывесок , ни одного названия , тут ничего нет… кроме этой телефонной будки . Ее номер ? (Стира ет .) Стерт . Я говорю - соверш енно стерт , не разобрать… Сами такие ! В ы гораздо опаснее моего маньяка ! Свихнулись , не дождавшись Второго Пришествия ! (Весело напевая , вешает трубку . Набирает второй номер .) Алло ? О , какой бархатный голос… Да , да… Кстати , я по голосу могу определить внешность… Не верите ? Мм м .. У вас голубые глаза , маленький носик , тонкие губы , на подбородке ямочка , ну как ? Очаровательный смех !.. Ах , да ! А куда я попал ? Нет , сначала вы мне ска ж ите , куда я попал… нет , нет , не… в пожарную команду ? А ! Да ! Я хотел сообщить , что нахожусь в эпи центре пожара . Где горит ? Да кругом ! Все объято пламенем , весь мир в огне ! Так , да ? У вас изменился голос , фигура стала уродливой , и нет даже намека н а груди ! ( Вешает трубку , радостно мурлычет себе под нос . Набирает третий номер .) Алло , доктор ? Я умираю . От любви . К человечеству . Это не важ но . Послушайте , что я сегодня сочинил : « Не дай мне Бог с ума свернуть !» Спасибо . Все , что знаете вы по поводу души и мозга , - это ничто , меньш е , чем ничто . А мне больше некому ! Л адно , в таком случае , - секундочку ! вы вед ь скорая помощь ! - пожалуйста , номер телефона Центрального Публичного Дома : его почему-то нет в разряде экстренных вызовов , сроч но ! (Вешает трубку .) Выходя из бу дки , натыкается на АКТЕРА . У того в руке - чемоданчик. АКТЕР. От меня не надо бежать . Ни к чему . Бесполезно. Пауза АКТЕР. Спичек у вас не найдется ? - я где-то посеял свою зажигалку… Ах , вы же не курите ! Я , в принципе , т оже , но в некоторые моменты , вроде н ашей с вами встречи , это необходимо и так далее… Вот ведь папироски - чистый вред , а отстать не могу . Жаль ? Жаль ! Жаль… Перекурчик выходит без сигар ет , как музыка без звуков , а пьеска без слов… здоровее будем ! Что вы ска зали ? Нет , нет , нет , отели вызывают у меня протест , я потому и… пря миком к вам-с . Речь свою я продумал , о вашей болезни знаю . Я ведь любител ь тишины , смирения , покоя , как , впрочем , и вы… (Ставит чемод ан .) Садитесь. НИЖИНСКИЙ садится. АКТЕР. Встать ! НИЖИНСКИЙ не шевелит ься. АКТЕР. (вытягива ет руку ) . Что это , дождь ? Откуда здесь ? - Показалось (Присаживается на чем одан рядом с НИЖИНСКИМ , достает сигарету , зажигалку , прикуривает .) Я был знаком , вернее - не знаком , а так , по долгу службы , встречался с одним… э-э-э… клиентом , которому только ду рны е сны мешали считать себя царем… не мира , нет - бесконечного пространства , всей Вселенной , так сказать… причем для этого ему достаточно было замкнуться… в ореховой скорлупе. (Смеется .) Его мерзко предали , а потом убили… распяли , кажется. (Вцепляется в Нижи нского , тот не реагирует . Подни мает его руку , поворачивает голову - и р ука , и голова Нижинского остаются в том положении , которое придал им АКТЕР ) Так вот , его сны… По существу , они сводились к следующему : он садился в вагон поезда , чтобы ехать на собствен ные похороны - а ? Ка ково ? - но потом понимал , что умер-то вовс е не он , а его имя , и останавливал поезд или - заметьте , одна из вариаций ! - на полном ходу разбивал собой стекло , выбрасывался из окна , встаньте. НИЖИНСКИЙ встает. АКТЕР. Опустите руку. НИЖИН СКИЙ опуска ет руку. АКТЕР. Или я что-то путаю ? И э то были два пациента… клиента то есть , и у одного сны , а у другого с корлупа ?.. А ... до женского пола вы , князь , охотник большой ? (Смеется .) Дело в том , что на днях я повстречал - случайно ! - одну свою старую знакомую , особу примечательную : такая , знаете , брюнетка , ходит в брюках и соломенной шляпке , до умопомрачения любит спорт , спортсменов… вы , кстати , нет ? Да ? Нет ? - ну да все равн о : впечатление создаете . Разумеется , не заму жем . Рекомендую . Готов вам ее ус т упить . Не стоит благодарности. (Наклоняется к Нижинскому .) Или , быть может , вы не любите брюнеток ? (Внезапно срывается с ме ста и носится вокруг Нижинского .) Так я вам найду блонд инку или шатенку - поверьте , здесь , за ку лисами , извиняюсь , жизни , красивых баб хоть пруд пруди ! Если же вы ко все м женщинам равнодушны , так для меня и это не проблема ! (Останавливается , утирается большим цветас тым платком .) Уф ! Ну и темпик у вас , не угнаться ! Как славно , что вы молчите , - с вами не скучно ! Как выражались… э-э-э… дре вние , «силенциум сигнификаре»… Ведь вот в и скусстве этот самый силенциум и ценен , вы не находите ? «Довольно , братцы , издавать мычанье , - к первоначальному вернемся мы молчанью !» - ах , как хорошо ! Но мой конек иного рода , и я вас сейчас сражу наповал : я , в и дите ли , из всех искусств предпочитаю балет . Вы любите балет ? О , это такое наслажденье ! Недавно был на премьере : молодой танц овщик , никому не известный , но как скач ет ! Резв , грациозен , красив ! Вот фамилию забыл… Фамилия какая-то… несколко… э-э-э… ка к будт о …то ли… нет ! - говорят , найди в кордебалете - как же ? Как же ? А Эм , кажется… Позвольте , да ведь у меня и программка с собой ! НИЖИНСКИЙ валится с чемодана . Пауза. АКТЕР. Почему вы молчите ? Уж не думаете ли , что молчание ваше собьет меня , послужит тормозом на пути к ис тине ? Поверьте , нет ничего легче , как ус тановить все , все , все ! - ваши привычки , п ривязанности (увлекается ) , причуды , приметы , п риемы , приливы (одергив ает себ я ) … Дорогой мой , осталось столько свидетелей , ко торые могут показать , что было с вами на самом деле - слышите ? - на самом деле в то или иное время и там , где вы действительно находились . Это эле ментарно . Это так просто. Далее говорят одновр еменно , не слыш а друг друга. НИЖИНСКИЙ Я вижу людей насквозь. С ними мне говорить не надо , чтобы понять : я вижу людей насквозь. Они во зражают мне : «Как вы можете знать меня , и его , и ее - мы не знакомы совсем !...» Я вижу людей насквозь, потому что умею следить за их де йствиями - вот и все Ясно и просто , да ? Что он там говорит ? АКТЕР. Конечно , вызыв ать их всех - дело хлопотное , и мне , честно вам скажу , это не по карману , хотя… на что не пойдешь , ради такого дельца… уж больно заманчиво ! Я мог бы поступить по - другому : объ ездить всех сам , не останавливаясь перед расход ами , ибо игра стоит свеч , да , стоит свеч ; но знаете , это было бы неразумно : бросать вас в таком положении… в некотором роде это смахивало бы на пре дательство с моей стороны… да , да… Коне чно , если вы будете уп о рствовать … АКТЕР. Что вы сказали ? Я не шучу . Между прочим , меня к вам при вел случай , не случай даже , а так - а некдот . После расскажу . Забавная историйка ! Повесть в некотором роде . Фантастический сю жет ! Однако , с точечки зрения , так сказа ть , процесс , вам прежде всего необходим о успокоится , не нервничать , поберечь свой организм… С моей помощью вы пойдете на поправочку… Какая у вас диета ? Какие лекарства потребляете ? Хорошо ли спи те ? Кошмарные сны не мучают ? А голоса ? Каков ваш стул , наконец ? Расслабьтесь и закройте глаза… Закройте ! Нам бо льше никто не нужен . Представьте : морской бережок , ласковое солнце , дух водорослей , крики чаек , шелест волн , море , море… НИЖИНСКИЙ вскакивает и с ревом кружится вокруг АКТЕРА АКТЕР. Эй-эй , что вы ?! Я и в самом деле… А как ж е шум мор я ? Успокойтесь ! Я ваш друг , я пришел помочь ! Ну стоит ли так волноваться ? Да что же это ? (Убегая .) Минуточку ! Я сейчас вернусь ! Вот только… Не успеете досчитать до шестидесяти , как я вновь… (Скрывается .) До шестидесяти ! НИЖИНСКИЙ прекращает бег . Открывает чемоданчик АКТЕРА - он пуст . Появляются видения Нижинского : отец Томаш и мать Элеонора. НИЖИНСКИЙ. Тлен , прах : плен , страх ! Исчезнуть ? Или впустить ? - крах ? Либо наот машь - враз ! Без вашего слова , без вас : лязг , визг, св ист, треск ! Я - перед вами - вновь - весь ! ТОМАШ НИЖИНСКИЙ С удьбы излом и слом , мой мальчик , опыт мой ; борьба вовне со злом - промашка , выстрел мимо. Не повторяй меня и , относя сь терпимо к тому , что есть вокруг , в себе ищи покой… Живи царем - царю , скаж и, чего во имя пренебрегать законами своими, от одиночества отрекшись ? - Мой ответ : того не стоит свет. ЭЛЕОНОРА НИЖИНС КАЯ Облечь в слова смуту , тревоги - как ? моя речь мертва, звуки убоги - в такт никак не попасть ! Как бы тебе , родной , не пропасть ! Опаснос ть пусть стороной проходит : не тронь , не рань ! не погуб и - люби ! не переступи грань ! НИЖИНС КИЙ. Круг замкнут . Чтоб из него выпрыгну ть - вот моя цель ! - необходим пробел : п ередо мной модель всеобщего , все-и-вся- вобравшего - есть ли щель ? Есть ли в подобно й дуэли смысл , достойный цели ? Вбегает АКТЕР со смирительной рубашкой в руке . НИЖИНСКОГО не видит. АКТЕР. (в нереши тельности ) . Вот тебе на !.. Ау ?! Где вы ? Эй-эй-эй ! Не прячьте сь ! Я не причиню вам зла… Ни на минуту нельзя оставить ! Как сквозь землю ! Странн о , странно , странно… Отсюда в едь… куда ж ?! Пропал ! Пропал ! (Подбрасывает монету .) Пан или пропал ? (Ловит , удовлетворено .) пан ! Ну что ж… (Начинает поиски .) НИЖИНСКИЙ. И все ж какая благодать, словам не веря и слогам , ни людям ни богам не подчиняясь , лишь в нимать всем телом звукам музыки ! Мо лчать, молчать , молчать !!! Упасть в небы -, в незна -, в нежи-, повсюду строя миражи ! АКТЕР разводит рукам и . Снова подбрасывает монету , ловит , смотрит. АКТЕР. Тьфу ! НИЖИНСКИЙ. Минута тридцать семь. АКТЕР. (испуганно ) . А ? НИЖИНСКИЙ. Так вы держите слово ? АКТЕР. Как ? НИЖИНСКИЙ. Я успе л досчитать до девяносто семи. АКТЕР. И что ? НИЖИНСКИЙ. Вы не сде ржали слова ! АКТЕР. Я… не давал… НИЖИНСКИЙ. Вы обещали вернуться ровно через минуту. АКТЕР. (приходя в себя ) . Очевидно , следовало бы считать медленнее… А вот вы… где были ? НИЖИНСКИЙ. В Киеве . Я родился там . На масленицу . В тот день я получил первый в своей жизни подарок - мне было несколько часов - от отца… АКТЕР попытался разо браться со смирительной рубашкой , делая вид , что НИЖИНС КИЙ ему безразличен. НИЖИНСКИЙ. Отец танцевал лучше меня , но ничего не достиг из-за пьянства . Во время последней встречи он подарил мне запонки с уральскими самоцветами ; по мню его на пристани : он махал голубым платком вслед пароходу , на котором был я… Отца я больше не видел ни когда… АКТЕР. А мать ? НИЖИНСКИЙ. О , я учился ходить , говорить и т анцевать одновременно , и мама , которая следи ла за появлением у меня каждого нового зуба , не смогла бы сказать , когда состоялся мой первый урок танца… Пауза. АКТЕР. Продо лжайте , прошу вас. НИЖИНСКИЙ. Семьи не стало . Мой бр ат умер… АКТЕР. В сумасшедшем доме ! НИЖИНСКИЙ. Да , едва мне исполнилось… АКТЕР. Во-сем-над-цать. Пауза. НИЖИНСКИЙ. Мы… хорошо с ним ладил и . А с сестрой я любил вместе рабо тать - она понимала меня с полус лова … Долгое время я ничего не знал ни о ней , ни о маме . Я мучился в неведении несколько лет , потом мне ста ло все равно. Пауза. АКТЕР. Да , да , да , да , да ! - именн о неведение и определяет поступки , не т ак ли ? Но дочь ? НИЖИНСКИЙ. Ее п ением я заслушивался… «А-а-а-а» , - так она пела , и я был счастлив , потому что это значило : «Все только радость , ничего не страшно»… С сыном сложнее… АКТЕР. С сыном ? У вас был сын ? НИ ЖИНСКИЙ. О нем я знаю немного - он еще не родился… АКТЕР. Да-а , вам не мало пришлось пережить , пан… - могу я называть вас паном ? Но я помогу вам. НИЖИНСКИЙ (оживляясь ) . Да ? А вы что - богатый ? АКТЕР. (после паузы ) . А сколько вам нужно ? НИЖИНСКИЙ. Я знаю , деньги - грязная вещь , но они необходимы мне , чтобы по дорвать Мировую Би ржу . Именно ее ра зорением я добуду денег ! АКТЕР. По- дор-вать Миро-вую Биржу ?! А что это такое ? И для чего ? НИЖИНСКИЙ. Смерть ! Биржа символизирует смерть ! Но я выиграю … Бог поможет мне. АКТЕР. (вынимая чековую книжку ) . Что ж… вы изба вили меня от ненужных хл опот , так что я у вас в долгу . Так - скольк о же ? Не церемоньтесь. НИЖИНСКИЙ. Не могли бы вы дать мне наличными ? АКТЕР. Извольте , но у меня совсем немного с собой… Боюсь , вам не хв атит этого и на дорогу… (усмехаясь ) до Мировой Биржи. НИЖИ НСКИЙ. О , не беспоко йтесь , у меня в тайнике спрятано еще двести пятнадц ать франков. АКТЕР. Двести франков… НИЖИНСКИЙ. Двести пятнадцать ! АКТЕР. А для чего вам деньги ? Предположим , на Бирже , хотя то и не рулетка , вы выиграете крупную сумму… Предположим. НИЖИНСКИЙ. Я уверен в в ыигрыш е , потому что я - жизнь. АКТЕР. (после паузы ) . Ну и… что собираетесь делать с этими деньгами ? НИЖИНСКИЙ. Думаю пойти в бордель. АКТЕР. Куда-куда ? НИЖИНСКИЙ. Мне всегда хотелос ь понять психологию проститутки , хотя , я знаю , это звучит дико . Думаю , что пой ду к нескольким… АКТЕР. О-о ! НИЖ ИНСКИЙ. Во мне рождается такое сексуальн ое возбуждение , и в то же время ст рах , кровь приливает к голове , и я рискую получить уда р… Но , если Бог того захочет , я отдам деньги женщинам просто так , без всякой связи… АКТЕ Р. Какой моветон ! Решаясь на это - вы поступаете дурно. НИЖИНСКИЙ. Я ? Дурно ? Я ненавижу дурные поступки ! (Пауза .) Если бы мне и довелось совершать их , то только потому, что в тот момент я не зрел Бога в моей душе. АКТЕР. Послушайте , по какому пра ву вы позволяете себе говорить о Боге , даже когда речь идет о борделе ? НИЖИНСКИЙ. А-а-а… Вы монокль не но сите ? АКТЕР. Что , простите ? НИЖИНС КИЙ. Мо-но-кль. АКТЕР. Нет , монокль я н е ношу . Я только читаю в очках. НИЖИНСКИЙ. Что же вы читаете ? Рекламные проспекты ? АКТЕР. Слова , сл ова , слова… НИЖИНСКИЙ. Так вы отказыв аетесь дать мне в долг ? АКТЕР. Нет , я дам… К чему это ?.. Никак не смекну : пан всерьез или притворяется ? НИЖИНСКИЙ . Пан в серьез ! (Внезапно хватает АКТ ЕРА ) АКТЕР. Что такое ? НИЖИНСКИЙ. Тссс !.. АКТЕР. Что вы делаете ? НИЖИНСКИЙ. Тише ! Не навижу , чтобы мне мешали , когда я работ аю. АКТЕР. Вы работаете ? (вырывается ) Да объясните же , наконец ! Пауза. НИЖИНСКИЙ. Я хороший физиономист , могу отличить обманщика , наблюдая за его лицом. АКТЕР. ( утираясь платком ) .И кто же я , по - вашему ? НИЖИНСКИЙ. Один совет : свои деньги посвящайте любви. АКТЕР. Вы полагаете , что я обманщик ? НИЖИНСКИЙ. Любовь - самое стар ое слово ! АКТЕР. Ну и кто я ? Кто я ? Кто я для вас ? Кто ? НИЖИНСКИЙ. Жизнь не секс и секс не Бог. АКТЕР. Да черт возьми , перес таньте вы поминать имя Божие к месту и не к месту ! Прекратите как попу гай тараторить : Бог , Бог , Бог !… НИЖИ НСКИЙ (с внезапной яростью ) . А-а ! Так это т ы ! Ты всегда стоял за моей спиной ! Думаешь , я боюсь тебя ?! Прочь с глаз моих ! Ты прятался , скрывался , постоянно следил за мной ! Я не звал тебя ! И мне не нужны твои грязные деньги ! Ты подослан убить меня , уничтожит ь мою жизнь ?! Не выйдет ! Прочь ! Прочь ! С с а мого начала я предполага л , с кем имею дело ! Сам воздух изме нился с его появлением , я чувствовал уд ушье , но Бог хочет , чтобы я остался… Что же касается совершенных мною ошибок , то своей жизнью и страданиями я искупил их более , чем кто - либо !.. АКТЕР. (кричи т ) . Имя ! На чье имя выписывать чек ? Ну ! Имя , фамилия ! Живо ! НИЖИНСКИЙ. Нет , не знаю , нет , нет… Продолжительная пауза. АКТЕР. Ну , а… знаете ли вы то чную сумму , какая необходима вам ? Для н ачальной игры ? Не отказывайтесь от моих денег , ведь это Господь велит вам отправится на Биржу , не так ли ? А кто же здесь еще , кроме меня , сможет вам помочь ? НИЖИНСКИЙ молчит. АКТЕР. То-то… НИЖИНСКИЙ (мягко ) . Да-да , вы правы… Все именно так , как вы говорите . И… извините меня , я был несправедлив. АКТЕР. Не будем сентименталь ничать ! Итак… НИЖИНСКИЙ. Я не могу представить , сколько в точности мне нужно… АКТЕР. Вот вам тысяча франков - берите без колебаний. (Протягивает НИЖИНСКОМУ деньги .) НИЖИНСКИЙ. О , я благодарю вас , вы благородный , хотя и хитрый человек . Я беру эти деньги у в ас в долг - и отпра вляюсь немедленно… АКТЕР. Немедленно ? НИЖИНСКИЙ. Прошу вас выйти , мне н еобходимо переодеться . У меня много дорогих костюмов , в том числе и дорожных. АКТЕР. Но теперь ночь. НИЖИНСКИЙ. Вы уверены в этом ? АКТЕР. В се относительно , конечно… НИЖИНСКИЙ. Быть может , сейчас вечер или , к примеру , утро . Вчера вечером я видел Марс , он совершенно необитаем . Я знаю эту плане ту , хотя и не нахожусь под ее влия нием… А вы ? АКТЕР. Как ? Марс ? Эт о та самая «покрытая льдом планета , что миллионы лет назад была точно та кой же , как наша Земля , которую скоро ожидает подобная участь , если никто не послушает меня» - то есть вас - «и не закроет заводы»… Уф ! Я верно цитирую ? НИЖИНСКИЙ. Да , да , та самая . Ме ня никогда не слушали ! Если бы Бог велел мне уйти , я так бы и с делал , как в свое время Толстой : я знаю , он бежал от своей жены , я читал его книги и , мне кажется , п онимаю его . Он тоже хотел спасти Землю. АКТЕР. Но вы-то , вы-то куда ушли бы , пан ? НИЖИНСКИЙ. О , моя поли тическая программа чрезвычайно проста и со стоит в то м , чтобы быть заодно со всем миром. АКТЕР. (улыбаясь ) . Удается ? НИЖИНСКИЙ. Что ? АКТЕР. Удается быть со мною заодно ? НИЖИНСКИЙ. Не смейтесь вы , шут гороховый ! И вообще - что вы тут делаете ? Я ошибся ! Они были пр авы ! Не трогайте меня ! Не притрагивайтесь ко м не ! Как вы можете ходить в таких туфлях ? Неужели вы не видите , на что они похожи ?! Это отвратительно - врываться ко мне в грязной обуви ! Б ыть может , сейчас и ночь , но я , уж извините , не подаю вам руки : человеку , носящему такое , вполне позволительно не зан и маться собственными руками ! АКТЕР. А как же моя история ? Вы не хотите услышать мою историю ? НИЖИНСКИЙ. Какую еще историю ? А КТЕР. Благодаря которой я попал к ва м . Я прогуливался… НИЖИНСКИЙ. Мне не нужна ваша история… АКТЕР. … со лнце , знаете , зелень… НИЖИНСК ИЙ. …м не предостаточно собственных историй… АКТЕР . …и вдруг замечаю кровь… НИЖИНСКИЙ. …я оброс историями , как… Что ? Что вы заметили ? АКТЕР. Кровь , на тра ве , цепочку кровавых пятен. НИЖИНСКИЙ. И что же ? АКТЕР. Я пошел по этому следу. НИЖИНСКИЙ. Почему ? АКТЕР. По этому следу… НИЖИНСКИЙ. Почему вы пошли по этому следу ? АКТЕР. Знаете ли , не знаю… но сам вид крови… как-то завораживает… НИЖИНСКИЙ. Та-ак… АКТЕР. Э-э-э… Я кру жил по лесу , как - хо-хо ! - настоящая полиц ейская ищейка , пока не вышел к пропасти - сл ед обрывался у самого края . Я наклонился , и - странное дельце ! - внизу никого не было… НИЖИНСКИЙ. А кого вы рассчитывали увидеть ? Пауза. АКТЕР. Может быть , человека… И зн аете , что более всего меня поразило , в чем , так сказать , самая-то изюминка : ког да я о бернулся - ой , не могу ! - то вместо крови я увидел кучки козьего навоза - во ! Я , представьте себе , все это время обманывался , идя по ложному следу ! То ли воображение морочило меня , то ли отнести это на счет солнечног о удара - не знаю , не знаю… В действ ите л ьности все проще : навоз !.. При рода , конечно , гениальна ! Я расхохотался и пошел в отель. НИЖИНСКИЙ. Вот то же произошло со мной ! АКТЕР. Вот я и решил проверить… НИЖИНСКИЙ. Только мной руководила Божья воля и была зима… АКТЕР. Зима , да ? НИЖИНСКИЙ. Да . Я шел по след у крови в уверенности , что здесь произо шло убийство . У обрыва я остановился и посмотрел вниз : там и в самом дел е никого не было. АКТЕР. А вместо крови - козий навоз ! НИЖИНСКИЙ. Я не биолог… Я только понял , что Бог проверяет меня . На обратном пути я крикнул : «Я не боюсь Тебя , Ты - ж изнь , а не смерть !» - и вновь увидел кровь на снегу… Я разозлился. АКТЕ Р. Вы вышли из себя ? НИЖИНСКИЙ. Ну да , я иногда прогуливаюсь , то есть сбегаю… Но Он сказал мне : «Оста новись» , - и я остановился . «Перестань размыш лять», - и я перестал . Я стоял так долго , что у меня от мороза забол ели руки , пока не услышал в последний раз Его голос… «Иди» , - сказал Он м не , и я пошел дальше… АКТЕР. Вы были один ? НИЖИНСКИЙ (раздраженно ) . Я же сказал ! АКТЕ Р. Ну-ну-ну-ну-ну… Зачем все эти вым ыслы ? НИЖИНСКИЙ. Я переживаю . А с вами этого случиться не могло ! И вы просто глупец , что использовали происшедше е со мной как нелепую шутку . В дей ствительности имеет значение только то , что велит делать Бог. АКТЕР. Бог , кон ечно , не будет настаивать на совершении убийства ? Смотрят друг на друга. НИЖИНСКИЙ (После паузы ) . Я просмотре л вечерние газеты . И , хотя не знаю немецкого , английского , итальянского , венгерского , они мне все доступны , я понял , что никакого убийства не было . Французский немного. АКТЕР. Итак , была зима… НИЖИНСКИЙ. Или лето. АКТЕР. (издеваясь ) . А может быть , осень ? НИЖИНСКИЙ. Или весна . Я знаю , вы мне не верите , но я не сержусь н а вас . Я все прощу даже моему убий це . До свидания. АКТЕР. Прогоняете мен я ? НИЖИНСКИЙ. Почему всегда , всем и каждому я должен объяснять желание ос таться наедине с самим собой ?! АКТЕР. Я не каждый . И потом , мне кажетс я , вам лучше не оставаться в такой опасной компании… НИЖИНСКИЙ. Не твое дело . Прощайте. АКТЕР. А как же ваша поездк а ? НИЖИНСКИЙ. Какая еще поездка ? АКТЕР. (с ухмылкой ) . А на Мировую Биржу ? НИЖИНСКИЙ. Я получил телеграмму : приглашают в Париж . Выступать… АКТЕР. (перебивая ) . Кто при глашает ? НИЖИНСКИЙ. …К этому необходимо подготовиться. АКТЕР. Позвольте взглянут ь ? НИЖИНСКИ Й. Почему я должен подтверждать свои слова бумажкой ? АКТЕ Р. Дело не в этом. (Вырывает телеграмму у Н ижинского .) НИЖИНСКИЙ (растерянно ) . Я никому не позволю вмешиваться в мои дела ! Мне не нужен импресарио ! АКТЕР. Здесь проставлена дата : 9 марта 1914 год… когда это было ? Пауза. НИЖИНСКИЙ. По своим всегда точным часам я вижу , что вам пора . И от дайте почистить свои туфли мальчишке на улице ! АКТЕР. А зачем вам психол огия проститутки ? НИЖИНСКИЙ. Что ? АКТЕР. Я так понял - вас инте ресует психология проститутки… У меня есть несколько брошюр на эту тему , мгу вам предложить… Прелюбопытнейшие исследования ! НИЖИНСКИЙ. Кто же ими занимался ? АКТЕР. Я ! НИЖИНСКИЙ. Вы ? Но какое отношение имеете вы к этому ? АКТЕР. А позвольте спроси ть в ас о том же ? НИЖИНСКИЙ. Мне эт о необходимо , потому что я… когда мне было… Вы , кажется , собрались уходить ? АКТЕР. Остался из любопытства… Так что ? Когда вам было… Пауза . НИЖИНСКИЙ сни мает ботинок и швыряет его в АКТЕРА , тот уклоняется. НИЖИНСКИЙ. Извините , но по-другому я поступить не мог : Бог велел мне сдел ать это. АКТЕР. А если Бог… велит вам убить ?.. к примеру , меня ?.. как ? НИЖИНСКИЙ. Я подчинюсь Ему. (Снимает второй ботинок и швыряет его в АКТЕРА , попадая .) АКТЕР. Не прощаюсь. (скрывается ) Поя вляются виден ия Нижинского - жена Ромола Пульска и С ергей Дягилев. РОМОЛА ПУЛЬСКА. Не преклоняйся перед ним - отравой тебя он опоил , и до сих пор силки его расставлены повсюду… Ему ты не обязан славой, клеймо его - позор. А я , твоя рабыня , есть и буду… НИ ЖИНСКИЙ. Поешь ты сладко… Вот и случай комедию двойную разыграть : я виться должен кто в наряде шлюхи ? Нас танец повенчал… - послушай, как вступит муз ыка : пора ! Твой выход ! Пресечем все слу хи ! РОМОЛА ПУЛЬСКА. О , танец - гим н ! Гимн плоти и живой жизни ! Недоступны й гномам - танец ! Звериной тропой, в сердце застрявшим комом, лавиной страсти земной ! Танец , благодаря тебе… Танец , благодарю тебя ! СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ. Живая жизнь ? Из уст каких я это слышу ? Смерть , бурун, сметающий , несущий только смерть, тв ой г олос , и пока он не утих - не разобр ать звучанья струн, столь чистого… Скорей небесна твердь расколется , чем ты , змея, признае шься : во всем вина твоя ! РОМОЛА ПУЛЬСКА. Твой пыл , милейший , только пыль, и больше ничего. СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ. Не быль , но боль ! Ответь : не ты ль Похитила его Обманом , прежде разузнав О слабости моей ? И не твоя ль , мой д руг , рука Ту проводила вертикаль - Стремительно ! - к нулю ? РОМОЛА ПУЛЬСКА. Но я его люблю. Я - пульс его , его шестое чувство, а ты… ты - страх , давящий мерз кий стра х, тебе дано искусство сжигать в себе других и превращать их в пр ах ! Тебе дано… СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ. Дов ольно. РОМОЛА ПУЛЬСКА. Ты… СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ. Довольно ! РОМОЛА ПУЛЬСКА. Твой новый фаворит… СЕРГЕЙ ДЯГИЛЕВ . Довольно , я сказал !!! РОМОЛА ПУЛЬ СКА. Мне нрав ится , когда ему так больно, когда отводит в сторону г лаза… НИЖИНСКИЙ. Я - яблоко раздора , я - стрела, избравшая мишенью духа плоть, в надежде расколоть и этот плод , и вечный корень зла - добро . И как смешны мне все попытки эти - сумасбродству дань ! Добр о - куда ни глянь - на ч ертовом кружиться колесе… Появляется АКТЕР , за гримированный под женщину. АКТЕР. Центральный Публичный Дом в моем лице приветствует вас ! Заказ номер два нуля ноль-ноль один . Анонимность г арантируется. НИЖИНСКИЙ. Я хочу рассмотре ть твое лицо , подойдите ближе. АКТЕ Р. Уж не думаете ли вы , что я обманщица ? НИЖИНСКИЙ. Должен вас пре дупредить : все вокруг (запинается ) счита ли меня сумасшедшим. АКТЕР. Эка невид аль ! НИЖИНСКИЙ. Открою вам один сек рет… АКТЕР. Обожаю чужие секреты !.. НИЖИНСКИЙ. Я не люблю быть с людьми , находиться среди взрослых , не умею . Мне доставляет радость только общение с детьми. АКТЕР. Наш Дом этим не занимается . До свидания ! НИЖИНСКИЙ. До свидания. АКТЕР. (обиженно ) . Я еще так молода ! Я почти невинна ! НИЖИНСКИЙ. Ответь м не на один вопрос. АКТЕР. Деньги вперед. НИЖИНСКИЙ. Деньги - зло. АКТЕР. Это мое дело . Моя работа. НИЖИНС КИЙ. Я научу тебя гримироваться. АКТЕ Р. Что , плохо ? НИЖИНСКИЙ. Изменяться надо изнутри , полностью превращая себя в другого… Вам это не по силам. АКТЕР. (смывая г рим ) . Почему ? Я мо гу попробовать… НИЖИНСКИЙ (резко ) . Отвечайте немедленно : какое расстояние до Солнца ? АКТЕР. Откуда мне зна ть ?! НИЖИНСКИЙ. Я вас убью. АКТЕ Р. 150 миллионов километров. НИЖИНСКИЙ. А до Луны ? Ну ? АКТЕР. 385 тысяч . А что вы, собственно , хотите ? НИЖ ИНСКИЙ. И то и другое. АКТЕР. Р азве ? А позвольте представиться : Дягилев Сер гей Павлович… Ваца , ты меня не узнаешь ? Как поживаешь , дорогой ? НИЖИНСКИЙ (с отвращением ) Оставьте его в покое . Это вам не персонаж ! АКТЕР. Ты помнишь его го стиниц ? НИЖИНСКИЙ. Оставьте его в покое ! АКТЕР. Нас представили , ты был так слаб… НИЖИНСКИЙ (отрешенн о ) . Я упал в обморок… АКТЕР. Да ! Ты шлепнулся на пол , я испугался за тебя и привел доктора… НИЖИНСКИЙ. Доктор не нашел ничего опасного , ты принес мне апельсин… АКТЕР. Я взял твою руку в с вою… НИЖИНСКИЙ (вне запно ) У меня кончи лись деньги ! Сколько раз повторять , что мне нужны деньги на карманные расходы ?! Я не могу поминутно думать об этом ! АКТЕР. (растерянно ) . Позвольте… я вам дал тысячу франков - это все , ч то у меня было с собой… НИЖИНСКИЙ. К завтрашнему дню мне необходимы дв е тысячи франков , и я больше ничего не желаю слушать ! Я свободный человек и поступаю так , как хочу ! АКТЕР. Конечно , конечно… А кто опла чива ет твои счета ? НИЖИНСКИЙ. Мне не нужна эта опека ! Я хочу получать сво и деньги и тратить их по собственному усмотрению ! Ты не позволяешь мне самог о элементарного ! АКТЕР. Что ты назы ваешь «самым элементарным» ? Куда ты ходил вчера назло мне ? НИЖИНСКИЙ. Не назло тебе ! Вчера , позавчера , поза-поза вчера !.. - мне надоела эта постоянная слежка ! АКТЕР. Ты можешь делать все . Что захочешь… НИЖИНСКИЙ. Я говорю не о балете ! Почему так редко меняют постельное белье ?! Прикажи менять ежедневно ! АКТЕР. О чем ты ? Василий сле дит за этим… НИЖИНСКИЙ. Василий след ит за мной ! Убери его от меня ! Куда бы я ни пошел , везде эта отвратит ельная рожа ! АКТЕР. Лицо как лицо… НИЖИНСКИЙ. Рожа. АКТЕР. Лицо. НИЖИНСКИЙ. Рожа ! АКТЕР. Лицо ! Продолжительная пауза. НИЖИНСКИЙ. Тут - удар тростью . Вот так ! (Бьет АКТЕРА .) АКТЕР. (ошеломленно ) Ты что ? Мне же больно … НИЖИНСКИЙ. Мне тоже. АКТЕР. А х , ты , тварь ! (Бро сается на Нижиннского , бьет его .) Мерзавец ! Лгун ! Знаешь , кто ты есть ? Обыкновенный танцовщик и боль ше ничего ! Твое сумас шествие - наследная черта , и если бы ты сам не за хотел сделать из этого целую историю , з агадку , легенду , ты вошел бы в балетные энциклопедии через запятую с другими и о тебе вспоминали бы только тогда , когда учили прыжку воспитанников балетных школ !.. Обе з ьяна ! (Отходит .) Продолжительная пауза. НИЖИНСКИЙ. Не представляем ли мы из себя одинокие ритмы ? АКТЕР. Затк нись . Я буду задавать вопросы , а ты будешь отвечать , понятно ? НИЖИНСКИЙ. Когда ? АКТЕР. Что - когда ?! Сейчас , се йчас , сейчас ! Я спрашиваю : тебе ясно или нет ? НИЖИНСКИЙ. Это уже перв ый вопрос ? АКТЕР. Не паясничай ! НИЖИНСКИЙ. Но мне необходимо подготов иться , я давно не давал интервью… А КТЕР. Что для этого нужно - чтоб я дал тебе по морде ? НИЖИНСКИЙ. Оч ень смешно . Я понял . Да. АКТЕР. Чт о ? НИЖИНСКИЙ (гри м асничая ) . Вы - будете - задавать - вопросы - а я - буду отв ечать . Вопрос - ответ , вопрос - ответ , вопрос… АКТЕР дает затрещину НИЖИНСКОМУ. АКТЕР. Идиот ! НИЖИНСКИЙ. Это другое дело . Но должен заметить , все пр ежние интервьюеры были скромнее . Все познае тся в сравнении… АКТЕР. Что ты н есешь ?! Итак… НИЖИНСКИЙ. Я с вами на брудершафт не пил ! АКТЕР. (угрожающе ) . Итак ! НИЖИНСКИЙ. Я не желаю выслушивать этот тон ! АКТЕР. (гнев но ) . Ита-ак !!! НИЖИНСКИЙ (кричит ) . Где мой адвокат ? АКТЕР. (кричит ) . Что , по-твоему , есть Бог ? НИЖИНСКИЙ (не задумываясь ) . Бог - т о человек , который оплодотворяет одну женщи ну , и от этой единственной женщины он порождает детей. Пауза. АКТЕР. Ты… что ? НИЖИ НСКИЙ. Я не знаю… АКТЕР. Значит , ты всерьез предполагаешь , что Бог - человек ? Более того - мужчина ? Любой здоровый мужч ина ? НИЖИНСКИЙ. Бог - это Бог . А человек произошел от Бога , а не от обезьяны , а обезьяна произошла от обезьяны , созданной Богом… АКТЕР. С топ , стоп , стоп ! Я тебя не спрашивал насч ет обезьяны… Итак , Бог - это сила , способ ная производить… НИЖИНСКИЙ. Любовь. АК ТЕР. То ты сказал ? НИЖИНСКИЙ. Люб овь , и больше ничего. АКТЕР. Ты не слушаешь меня ! НИЖИНСКИЙ. Напротив . Обычно говорят , что человек рождается от семени отца и из чрева матери , - а я утверждаю , что семя происходит не от перворожденного из людей , но оно исходит от Бога . Человек - это плоть и чувство . Если человек создан из плоти , значит он из нее и в ышел. АКТЕР. Получается . Что происхождение ч еловека - обезьянье ! НИЖИНСКИЙ. Получается обратное , поскольку именно Бог создал пл оть . А сходство человека и обезьяны все го лишь органическое , но не духовное , и Бог не обезьяна , а человек - частица Бога… АКТЕР. Так . Начнем с самого начала . По-твоему , Бог - человек ? НИЖИН СКИЙ. Это жизнь. АКТЕР. Но тогда , следовательно , и хорошее , и дурное состав ляет суть Бога. НИЖИНСКИЙ. Мой Бог - Бог добра , но за плохого человека я не могу ручаться… АКТЕР. Ага ! Вы ходит , в мире во дятся несколько раз новидностей Бога ! НИЖИНСКИЙ. Я не х очу вам зла , но отец моей жены пок ончил жизнь самоубийством , потому что слишк ом много рассуждал . Я никому не хочу зла , поверьте ! И мой ум невредим. АКТЕР. При чем здесь твой ум ? НИЖИНСКИЙ. Совершенно ни при чем . О Дягилеве говорили : «У него нет ни одного су , но его ум стоит целого состояния» . У меня тоже нет денег , и я не умен , но у меня есть душа. АКТЕР. У меня тоже есть душа ! НИЖИНСКИЙ. Н вот . Какие уж тут обезьяны ! Ненавижу полемику : молчание - лучший аргумент в споре. Пауза . АКТЕР порывае тся что-то сказать , но НИЖИНСКИЙ жестом останавливает его . Пауза. АКТЕР. (осторожно ) . Что случилось ? НИЖИНСКИЙ (не д вигаясь ) . Я танцую. Пауза АКТЕР. И все-таки ! Ты утверждаешь , что Бог… НИЖИНСКИЙ (перебивая его , рез ко ) . Что вам нужно ? АК ТЕР. Стоп , стоп , стоп ! - задаю вопросы я . НИЖИНСКИЙ. Я устал от вас. А КТЕР. Не смешно . Итак , слушай меня вн имательно ! - Бог , каким бы Он ни был , существует все-таки отдельно от человека… так ? Так или не так ? Я спрашиваю : та к или не так ? НИЖИНСКИЙ (расходясь до припадка ) . Я человек и Бог я краснокожий индеец негр египтянин и ностран ец незнакомец китаец я Бог л юбой живой твари я морская птица и птица над сушей я медведь зубр дель фин уж… АКТЕР. Замолчи. НИЖИНСКИЙ. …я мужик рабочий князь царь я современник Шекспира Вагнера Баха я земля огонь воздух вода движение и жизнь мудрость и чувст во АКТЕР. (хватаясь за голову ) . За-мол-чи !!! Я приказываю тебе замолчать ! НИЖИНСКИЙ. …я Будда я Христос дух в плоти и плоть в духе я бабочка я цветок я муж чина я женщина я одно целое я везд е и повсюду я любовь и бесконечность я я я я… АКТЕР хватает бутылк у коньяка и , крепко зажав между колен голову НИЖИНСКОГО , выливает часть содержимого ему в рот . НИЖИНСКИЙ сразу обмякает . Опрокидываясь на пол , АКТЕР делает глоток из бутылки сам . Пауза. АКТЕР. Я понял : твое место в кунсткамере . Сейчас я тебя заспиртую и от правлю в Цюрих. (смеется ) Или в Париж… а может быть , и в Лондон . Среди всяких так двухголовых уродцев и гермафродитов тебе будет в самый раз : ты у них сойдешь за своего ! Тебе отведут отдельную полочку . К полочке п рикрепят бирочку , на бирочке напишут… Н ИЖИН СКИЙ (перебивая ) . Хороший коньяк. АКТЕР. Что ? НИЖИНСКИЙ (приподымаясь рывком ) . Тссс !… АКТЕР. На валяй дурака ! НИЖИНСКИЙ (настойчиво ) . Тшш ! АКТЕР настораживается , прислушиваясь . Пауза. АКТЕР. (шепотом ) Да в чем дело-то ? НИЖИНСКИЙ. Этот миг уже никогда не п овторится . Ни-ког - да. АКТЕР. Так всегда бывает. НИЖИНСКИЙ. Имен но здесь. АКТЕР. Особенно здесь. Н ИЖИНСКИЙ. Я должен предупредить о грозящ ей тебе опасности. (Берет бутылку у АКТЕРА , делает глоток , возвращает .) Если не принять мер - будет поздно. АКТЕР. ? НИЖИНСКИЙ. Я вижу , как ты мучаешься , - это оттого , что слишком много рассуждаешь… Моя жена тоже много расс уждала , и чем это закончилось ? Ты , видим о , потребляешь мясо ? АКТЕР. (решительно ) . Не вижу связи. НИЖИ НСКИЙ. Связи всегда невидимы , их можно только ощу тить интуитивно . Я , например , умею видеть , не глядя , а ты ? АКТЕР. Как это ? НИЖИНСКИЙ. Гл аза не так уж необходимы , чтобы видеть предметы или поступки людей… АКТЕР. Не заливай ! НИЖИНСКИЙ. Я помога ю себе чувством . Слепые меня хорошо пон имают . Слепые и сумасше дшие . Вот с кем я умею ладить… АКТЕР. Ха ! Ты сам рассуждаешь… НИЖИНСКИЙ. Нет , я говорю , что чувствую . И вообще ты затеял все это… АКТЕР. Я ? Я лишь следствие , а причина - ты. НИЖИНСКИЙ. Причина в Боге. АКТЕР. Опять т ы за старое ! НИЖИНСКИЙ. Мне даже кажется порой , что те , кто живут во мне , на самом деле существуют отд ельно , сами по себе… Но проверить этого я не могу - как проверить ? АКТЕР. (отхлебывая из бут ылки ) . Я не понима ю ровным счетом ни-че-го ! НИЖИНСКИЙ. Дурак ты. АКТЕР. Возьми свои с лова обратно. НИЖИ НСКИЙ. Ыт каруд . В тебе очень много искусственного. АКТЕР. (упорно ) Возьми свои слова о братно ! НИЖИНСКИЙ. Не могу. АКТЕР. Почему ? НИЖИНСКИЙ. Потому что т ы не слепой и не сумасшедший. АКТЕР. Нет , я сумасшедший. НИЖИНСКИЙ. Нет , не сумасшедший. АКТЕР. Нет , я су масшедший ! НИЖИНСКИЙ. Нет , не сумасшедши й ! АКТЕР. Ладно ! Тогда я слепой. НИЖИНСКИЙ внимательно смотрит на АКТЕРА. НИЖИНСКИЙ (после паузы ) . Да , ты с леп , однако ты способен видеть… - значит , ты не настоящий слепой. АКТЕР. А какой ? НИЖИНСКИЙ. От тог о , чт о я тебя назову слепцом , ты не пот еряешь зрение . Тут дело в другом. АК ТЕР. В чем , в чем тут дело ? НИЖИНСКИЙ. Я тебе уже говорил. АКТЕР. Нет , не говорил. НИЖИНСКИЙ. Нет , говорил. АКТЕР. Нет , не го ворил. НИЖИНСКИЙ. Нет , говорил. АКТЕР. Ну , значит , меня не удовлетворило то , что ты сказал ! Вообще , ни на один вопрос ты не ответил мне удовлетв орительно ! НИЖИНСКИЙ. Ты еще и глух ! АКТЕР. (обрадова но ) . О ! Видишь , рас суждения полезны : теперь я знаю кто я. НИЖИНСКИЙ. А кто ты ? АКТЕР. (обиженно ) . Не скажу. НИЖИНСК ИЙ. Как так ? АКТЕР. А вот так ! Что тебе надо ? НИЖИНСКИЙ. У тебя имя есть ? АКТЕР. А что ? НИЖИНСКИЙ. Имя создает судьбу. АКТЕР. Судьба создает имя… НИЖИНС КИЙ. Или наоборот. АКТЕР. (кивая ) . Или наоборот. (отхлебывая коньяк ) Я все никак не пойму : ты притворяешься или нет ? НИЖИНСКИЙ. Притворяюсь. АКТЕР. Ага ! Оба прикладываются к бутылке. НИЖИНСКИЙ. Рассуждения бесполезны , если не вредны . Я вот потому и не люб лю Гамлета , он все время рассуждает , вм есто того , чтобы довериться чу вству… АКТЕР. Гамлета я тоже терпеть не могу ! (всхлипывает ) А может , я был слепым , а потом стал зрячим , а ? НИЖИНСКИЙ. Возможно , только это было очень давно . Ты абсолютно болен . Весь . Бедная больная звезда. (Пьет .) АКТЕР рыдает. НИЖИНСКИЙ. Только не уподобляйся женщ инам - это они все время плачут . Прекрат и . Достает из кармана АКТЕРА его платок и вытирает ему лицо .) АКТЕР. (всхлипывая ) . А ты что… никогда не плачешь ? НИЖИНСКИЙ. Всегда . Но е сли бы мне вынули глаза , я все рав но бы смог плакать , потому что сле зы текут в моей душе . А если бы тебе вынули глаза - что бы ты делал ? АКТЕР. Иди ты !.. НИЖИНСКИЙ поднимается. АКТЕР. (сурово ) . Подожди. НИЖИНСКИЙ останавливаетс я. АКТЕР. Возьми свои слова обратно. НИЖИНСКИЙ. Насчет чего ? АКТЕР. Что ? НИЖИНСКИЙ. Какие именно ? АКТЕР. Все . Слышишь ты ? - все ! Все ! Все ! НИЖИНСКИЙ уходит . АК ТЕР делает глоток из почти пустой буты лки , смеется. АКТЕР. Все . Довольно . Я выхожу из игры ! Я должен… видеть партнера , хотя бы… Что это за чушь ? - то есть , то нет , то ес ть… (запутывается ) Руки вверх ! (Поднимает руки .) Я арестован . Пожизненно. (Смеется .) Пусть кто-нибудь другой… д оигрывает . С меня хватит. Выглядывает НИЖИНСКИЙ. НИЖИНСКИЙ. Эй , без имени ! АКТЕР. А ? НИЖИНСКИЙ. Я подумал и в зял. АКТЕР. Что взял ? НИЖИНСКИЙ. Сл ова . Обратно . Все. (Скрывается .) АКТЕР яростно рычит. АКТЕР. Ну уж нет !.. Если не я , то кто же ? Мы еще… (Командует себе , нетвердо выполняет команды .) К ру-у-гом ! - раз , два… ( падает , поднимается ) Еще раз… Кру-у-гом ! - раз , два . Вот так ! (Допивает коньяк , о тшвыривает бутылку .) Все сначала . Кру - у-гом ! (Скрывается в глубине сц ены .) ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ НИЖИНСКИЙ один НИЖИНСКИЙ. Я тут и там - воображен ье без края и конца, колеблемое отраженье блуждающего лица… Я тут и там . Иг рой завинчен волшебной , коей автор сам, и в о языцех притча, как на земле - на небес ах ! Я есть везде ! Блесну , исчезну и б уду появляться вновь, пока… пока не канут в бездну весь мир и вся любовь ! Появляется АКТЕР АКТЕР. Фа милия , имя , отчество ? НИЖИНСКИЙ молчит. АКТЕР. Год рождения ? НИЖИНСКИЙ. 1889. АКТЕР. Ого ! Или 90-й ? НИЖИНСКИЙ. Не помню. АКТЕР. Ме сто рождения ? НИЖИНСКИЙ. Киев. АКТЕР. Или Варшава ? НИЖИНСКИЙ. В Варшаве я крещен. АКТЕР. Чт о любишь больше всего на свете ? НИ ЖИНСКИЙ. Омаров. АКТЕР. А ненавидиш ь ? НИЖИНСКИЙ. Себя. АКТ ЕР. Любимый предмет ? НИЖИНСКИЙ. Расческа. АКТЕР. Цвет ? НИЖИНСКИЙ. Лиловый. АКТЕР. Цветок ? НИЖИНСКИЙ . Роза. АКТЕР. Врешь ! НИЖИНСКИЙ. Вру . Баобаб. АКТЕР. Это не цветок. НИЖИНСКИЙ. Баобаб цветет раз в год . Только одну ночь . В июле. АКТ ЕР. В феврал е. НИЖИНСКИЙ. В июле ! АКТЕР. Ла дно , в июле , так в июле… Любимая кн ига ? НИЖИНСКИЙ. «Идиот». АКТЕР. В каком смысле ? НИЖИНСКИЙ. Достоевский . «Идиот». АКТ ЕР. Достоевский… «Идиот»… Так , заветная мечта ? НИЖИНСКИЙ. Все забыть. АКТ ЕР. Что - все ? НИЖИНСКИЙ. Иногда ты кажешься диноза вром. АКТЕР. Не увиливай от ответа. НИЖИНСКИЙ. А что за вопрос ? АКТЕР. Мне повторить ? Пауза. АКТЕР. Ну так как ? НИЖИНСКИЙ. Ты о чем ? АКТЕР. Хорошо , дал ьше… Твой идеал ? НИЖИНСКИ Й. Волшебство. АКТЕР. Это ответ на какой-то другой вопрос. НИЖИНСКИЙ. На какой ? АКТЕР. Ты устал или притворяешься ? НИЖИНСКИЙ. Не годится ! А вы , собственно , кто будете ? АКТЕР. (смеясь ) . Наполеон ! Н ИЖИНСКИЙ. Как же вы сюда попали ? АКТЕР. С похорон. Смотрят друг на друга. НИЖИНСКИЙ. С моих ? АКТЕР. С чьих же еще ? НИЖИНСК ИЙ. Ну , расск азывай. АКТЕР. Да нечего… Я даже не знаю , с чего начать… НИЖИНСКИЙ. Понимаю . Меня хоронили столько раз , что я сам сбился со счета… В честь моей гибели устраивали концерты , орга низовывались лекции , заказывались балы ! Только меня и не приглашали… Но я помогу тебе. АКТЕР. Как ? НИЖИНСКИЙ. К примеру… все ли были в трауре ? АКТЕР. Почти. НИЖИНСКИЙ. Цветы… Много ли было цветов ? АКТЕР. Не помню , вроде бы… НИЖИНСКИЙ. Кто-нибудь плакал ? АКТЕР. Ну еще бы ! Я. НИЖИНСКИЙ. Кстати , а где это все происходило ? АКТЕР. Кажется , в Лондоне. НИЖИНСКИЙ. Или в Париже ? АКТЕР. А может быть , в Будапеште… НИЖИНСКИЙ. Ну уж никак не в Петербурге , ве рно ? Оба смеются. НИЖИНСКИЙ. Между прочим , именно в Л ондоне меня назвали «первой танцовщицей» ! Пауза. НИЖИНСКИЙ. Ты почему не смеешься ? АКТЕР. А какой у нас сегодня ден ь ? НИЖИНСКИЙ. День ? В смысле - недели ? Позавчера был вторник , значит сегодня пя тница ! АКТЕР. Сегодня - день - твоего - рождения ! Продолжительная пауза. НИЖИНСКИЙ. Где подарок ? АКТЕР. Во т ! (Надевае т на шею Нижинского миртовый венок .) НИЖИНСКИЙ. Откуда ты это взял ? АКТЕР. Какая разница ? НИЖИНСКИЙ. Откуда ты взял , что сего дня - день моего рождения ? АКТЕР. А разве не так ? НИЖИНС КИЙ. Нет , я готов… Как думаешь , что было вначале ? АКТЕР. Известно что - слово. НИЖИНСКИЙ. А вот и не слово ! АКТЕР. А что же тогда ? НИЖИНСКИЙ. Звук . Вначале был звук - постор онний , незнакомый , едва уловимый… АКТЕР. А танец ? НИЖ ИНСКИЙ. Танец… Я его зам енил. АКТ ЕР. А-а… Когд а умирает имя , оживают воспоминания о ч еловеке , а когда человек - его имя у всех на слуху… так ? НИЖИНСКИЙ. Тебе какой диагноз поставили ? АКТЕР. Кто поставил ? НИЖИНСКИЙ. Известно кто… АКТЕР. А , эти… Вя лотекущая шизофрения . А тебе ? НИЖИНСКИЙ. Быстротекущая . Ты Китай не про бовал съесть ? АКТЕР. Китай ? Не-ет . Я съел Америку и Европу. НИЖИНСКИЙ. Всю Америку ? АКТЕР. Без остатка. НИЖИНСКИЙ. А я Монголию съел . «Здра вствуйте , как себя чувствуете ?» Главное , пусть они думают , что ты эгоист . То лько не соглашайся ни на какие лекарства ! АКТЕР. Да я могу о тсюда выйти в любой момент ! Пауза. НИЖИНСКИЙ. Тогда ты не застанешь м еня , когда вернешься. АКТЕР. Я не в ернусь ! НИЖИНСКИЙ. Тебя опять упек ут , неужели не понимаешь ? АКТЕР. А где будешь ты ? НИЖИН СК ИЙ. Мен я заберут… АКТЕР. Но мы опять встретимся ? НИЖИНСКИЙ. Если будем иска ть друг друга… АКТЕР. А мы будем искать друг друга ! НИЖИ НСКИЙ. И , мож ет быть , найдем !.. Я знаю , где можно спрятаться… АКТЕР. Где же ? НИЖИНСКИЙ. В рифмах . Например : Любовь ! АКТЕР. Мо рковь ! НИЖИНСКИЙ. Бог. АКТЕР. Подвох . Теперь я ! Жизнь ! Смотрят друг на друга. АКТЕР. Ну хорошо , хорошо , тогда : См ерть ! НИЖИНСКИЙ. Биржа ! Смотрят друг на друга. АКТЕР. Деньги ! НИЖИНС КИЙ. Политика ! АКТЕР. Тюрьма ! НИЖИНС КИЙ. Критика ! АКТЕР. Рассуждения ! Смотрят друг на друга. НИЖИНСКИЙ. Проституция ! АКТЕР. Ре волюция ! НИЖИНСКИЙ. Мясо ! АКТЕР. Мясин ! Смотрят друг на друга. НИЖИНСКИЙ. Это не рифма вовсе… (Отворачивается .) Пауза. АКТЕР. Ну , князь , ну , Лев Николаеви ч , голубчик , простите меня ! Я сделал под ло . Ну , хотите , я вашу руку сейчас поцелую ! НИЖИНСКИЙ. О , я никак н е думал , что вы такой ! Я думал , что вы не способны повиниться… АКТЕР. И с чего это я взял д авеча , что вы идиот ! Вы замечаете то , что другие никогда не заметят . С вам и поговорить бы можно , да лу чше не говорить ! НИЖИНСКИЙ. Меня все , все за идиота считают почему-то ! Нет , я действительно был так болен когда-то , что тогда и был похож на идиота ; н о какой же я теперь идиот , когда я сам понимаю , что меня считают за идиота , а ? АКТЕР. А ? НИЖИНСКИЙ. Я вхож у и думаю : «Вот меня считают за идиота , а я все-та ки умный , а они и не догадываются…» У меня часто эта мысль. АКТЕР. По звольте . А с кем имею честь ? НИЖИНСКИЙ. Мышкин Лев Николаевич , князь. АКТЕР. Нижинский Вацлав Фомич - так ? НИЖИНСКИЙ. Ты… о ком ? АКТЕР. Повтори ! Пауза. НИЖИНСКИЙ. А это не розыгрыш ? Пауза. АКТЕР. Не понял… Н ИЖИНСКИЙ. Сегодн я и в самом деле мой день рождения ? Пауза. АКТЕР. Правда . Поздравляю. НИЖИНСКИЙ. Спасибо . Свой самый лучший день рож дения я провел с Чаплиным… мы разговар ивали о его матери , он ее нежно любил… АКТЕР. Но ты же не знаешь английского ! НИЖИ НСКИЙ. Да , а он - русского. Пауза. АКТЕР. А что ты любишь больше всего на свете ? НИЖИНСК ИЙ. Больше в сего на свете ? (Смеется .) Насекомых и попугаев. АКТЕР. Я ни то ни другое , к сожалению … А ненавидишь ? НИЖИНСКИЙ. Телефонные звонки. АКТЕР. Твой идеал ? НИЖИНСКИЙ. Ницше. АКТ ЕР. Любимый предмет ? НИЖИНСКИЙ. Зеркало…нет…да ! - Зерк ало. АКТЕР. Заветная мечта ? НИЖИНСКИЙ. Увидеть свет. А КТЕР. В смыс ле ? НИЖИНСКИЙ. Дальше ! АКТЕР. Какая мысль преследует тебя в сю жизнь ? НИЖИНСКИЙ. Навязчивая идея , что ли ? АКТЕР. (испуганно ) . Что-то вроде… НЖИНСКИЙ . Круг . Не прямоугольник , а круг , как глаз . Теат р должен быть таким , понимаешь ? АКТЕР. Угу . Веришь ли ты снам ? НИЖИНСКИЙ. Я не верю жизни ! АКТЕР. Веришь ли ты снам ? НИЖИНСКИЙ. Не всем. АТЕР Любимый цветок ? НИЖИНСКИЙ. Нарцисс. АКТЕ Р. Врешь НИЖИНСКИЙ. Роза. АКТЕР. Врешь ! НИЖИНСКИЙ. Нарцисс ! АКТЕР. Ладно… Цвет ? НИЖИНСКИЙ. Кофейный. АКТЕР. И у меня ! Запах ? НИЖИНСКИЙ. Кулис. АКТЕР. А я не терплю . Время года ? НИЖИНСКИЙ. (задумываясь ) я не достато чно готов , чтобы ответить на этот вопро с… Зима в Европе. АКТЕР. Зима в Европе… Любимое блюдо ? НИ ЖИНСКИЙ. Любимую пород собак не будешь спрашивать ? АКТЕР. Нет. НИЖИНСКИЙ. Гранат. АКТЕР. Это не блюдо ! НИЖИНСКИЙ. А что же это , по-твоему ? АКТЕР. (обиженно ) . Про сто фрукт. НИЖИНСКИЙ. Иногда ты совер шенно не выносим - невозможно разговаривать ! Пауза. НИЖИНСКИЙ. Чего молчишь ? АКТЕР что-то бормочет. НИЖИНСКИЙ. Ну хорошо , гранат - просто фрукт , - доволен ? - х отя это не так . С днем рождения ! На шею АКТЕРА надевает венок. АКТЕР. То есть ? НИЖИНСКИЙ. С нашим днем рождения ! Поздравляю. АКТЕР. Ха ! Спасибо . А что ты може шь сказать о балете ? НИЖИНСКИЙ. О каком ? АКТЕР. Вообще. НИЖИНСКИЙ. Ничего. АКТЕР. С днем рожде ния ! Что за сюрприз ? Н ИЖИНСКИЙ. Но я не знаю , о чем говорить… Спасибо . Подскажи ! АКТЕР. Сюжет , допустим , хореография… НИЖИНСКИЙ. А , сюжет !.. Вечно одно и то же… «Каков сюжет вашей истории ?» - Никакой. АКТЕР смеется. НИЖИНСКИЙ. Да , да сюжет дол жен быть никаким или общеизвестным - это к ак… разглядывать картину или слушать симфо нию… Например , я сумел бы придумать тан ец горбатого . А ты ? АК ТЕР. Я - нет ! НИЖИНСКИЙ. Вот видишь ? - ты сейчас махнул рукой : выразительный жест , а хорео графия - тот же жест , но поставленный . Во т и все . А зачем тебе ? АКТЕР. Я как-то слышал о балете… - а ! не вспомню теперь ! - что-то вроде крас ивого зАмка… НИЖИНСКИЙ. А ! Замок красоты … Да . Непло хо . Это все игры , коне чно… Я же знаю одно : не танца , не зависящего от смерти. АКТ ЕР. (отбрасыва ет венок ) . Нет танца , не зависящего от сети ? (Пауза .) А такой ? (Танцует рок-н - ролл .) НИЖИНСКИЙ смеется АКТЕР. Скажи , а как тебе в прыжке удавалось зависать ? Н ИЖИНСКИЙ. Это совсем не трудно . Ты разбегаешься , взлетаешь… и на один мом ент останавливаешься в воздухе. АКТЕР. (останавливаясь ) . То есть как - останавливаешься ? НИЖИНСКИЙ. Очень просто . Попробуй. АКТЕР. Я ? Ну что ты ? У меня н ет опыта… НИЖИНСКИЙ. Зачем он т ебе ? Когда придет опыт - уйдет прыжок… Д авай , давай ! Иди к той кулисе. АКТЕР. Что ты затеял ? - ничего не выйдет. НИЖИНСКИЙ. Тебе необходимо расстояние для разбега - иди туда . Главное : ни о чем не думать , ни о чем !.. АКТЕР. Ну хватит ! Что за бред ! НИЖИНСКИ Й. Ничего страшного ! АКТЕР. К чему это ? Ерунда какая-то ! НИЖИНСКИЙ. Попробуй , только попробуй… так , вот здесь . Разбегаешься и… Я буд у стоять там , где тебе следует оттолкну ться. Пауза . АКТЕР готовится к прыжку. АКТЕР. А… когда мне начать ? НИЖИНСКИЙ (задумы ваясь ) . Как будешь готов - я махну рукой. Пауза. АКТЕР. (сходя с места ) . Нет , это бессмысленно… К то му же я боюсь высоты… НИЖИНСКИЙ. Занять позицию ! Живо ! Оттолкнешься там , где я стою . Готов ? И… НИЖИНСКИЙ «делает отмашку» , АКТЕР разбегается , отталкивается и взлетае т : оба наблюдают за его полетом , смеютс я при мнимом приземлении. АКТЕР. Не могу ! (пауза ) Не мо-гу… НИЖИН СКИЙ. Не рас страивайся . Этого никто не может… Я , ви димо , один… О , как надо мной из м ывались критики ! - им просто не терпелось унизить меня ! Подумай только : артист посв ящает искусству всю жизнь , а они , даже если не имеют предвзятых мыслей , - не колеблются его уничтожить ! АКТЕР. Ха ! Да они воображают , что умнее артистов , им нравится застав лять дрожать пе ред собой этих бедных чертей… НИЖИНСКИЙ. Как ты сказал ? Бедных чертей ? Это очень точно ! Надо записать. АКТЕР. Послушать критиков , так без ни х искусство не существовало бы и никто не смел бы судить о спектакле до того , как такое суждение не б ы ло одобрено ими !.. НИЖИНСКИ Й. Вот почем у я никогда не слушал критиков ! АКТЕР. Эта их… ра-бо-та , за которую они получают деньги , конечно , требует опр еделенного… э-э-э… прилежания , но на самом деле не содержит любви к искусству ! НИЖИНСКИЙ. Какая любовь ?! Ра ссуждения , одни только рассуждения - никакой любви ! АКТЕР. Знаешь , я все время хотел спросить тебя… НИЖИНСКИЙ. О чем ? АКТЕР. О самом , видишь ли , главном… НИЖИНСКИЙ. Что же ты ? Спрашивай ! АКТЕР. Я все забыл !.. НИЖИНСКИЙ. Вспомни. АКТЕР. (мотая головой ) . Заб ыл , все забыл… НИЖИНСКИЙ. Я тебе отвечу , только вс помни ! АКТЕР. Нет. НИЖИ НСКИЙ. Ты ве дь , наверное , и остался ради этого ? АКТЕР. Может быть… но теперь не имеет значения… НИЖИНСКИЙ. Замри ! АКТЕР замирает НИЖИНСКИЙ. Вот с этой точки ! АКТЕР. Но меня же там нет… НИЖИНСКИЙ. Как нет ? Ты что , не видишь ? Даже снимок был , где я точно тако й же… И ты светишься ! АКТЕР вглядывается . Пауза. АКТЕР. Вижу . Не вижу . Нет , вижу , нет , не вижу… Какая бессмыслица ! Что ты ко мне привязался : «Видишь-не видишь» ?! Доволен теперь ? Как это я ?.. будто вляпался во что-то… примитивно-абсурдное ! Каки е тут у тебя правила игры , а ? А я-то хорош ! Туда же ! От-вра-ти-тель - но… Попасться на удочку какому-то… невежественному кретину ! (Смеется .) Играть такую унизительную роль ! Ради кого ? «Первой танцовщицы» ! Тьфу ! (Пауза ) Кстати , один больной придурок , вроде тебя , расшифровал слово «Бог» так : Большой Отец Галактики… (Смеется .) По-моему , это остроумнее того , что плел о Боге ты ! Продолжительная пауза. НИЖИНСКИЙ. Я в детстве… АКТЕР. З амолчи. НИЖ ИНСКИЙ. …перепис ывал стихи Пушкина , надеясь научится сочиня ть как он . Примерно так : «Сижу на и голках в темнице сырой…» АКТЕР. «Н е дай мне Бог с ума свернуть…» НИЖИНСКИЙ. Да-да ! Сам сочинил несколько поэм , но их никто , никто не читал… АКТЕР. Еще бы ! Какая у тебя рифма к слову «Жизнь» ?.. НИЖИНСКИЙ. Нижинский АКТЕР. Что ? НИЖИНСКИЙ. Вацлав Нижинский. АКТЕР. Ещ е ! НИЖИНСКИЙ. Нижинский… Так… что было в начале ? АКТЕР. В начале был звук : незнакомый мне . Гул… Точечки букв… Я уснул . Тысячи рук тянулись за с ловом : его я потерял теперь… А открыл глаза - черная твердь , и больше н ичего… Нежданный гость и безнадежный житель т ой нежеланной ночи , что нежна ! безжалостна я жизнь , как искуситель, в прыжке влетая в желтую обитель, не-жизнь . Вмиг становится она, а жизнь ю вне ! Отбросив униж енье, снежинкою , княжинкою кружа, рабой готова стать моя душа, предвосхищая новое рожденье. НИЖИНСКИЙ. Ты говоришь ? Он говорит ! Не верю ! Я не хотел подобного финала ! Но ты виновен в том , что не хват ало тебе любви , чтоб обрести потерю… Вс е это лишь игра воображенья,- не может быть его преображенья ! Я петлю затянул своей игрою… Не медли ! Выстрел - за тобою ! Пауза. АКТЕР. Вот так сюжетец !.. Я никогда не мог представить что… НИЖИНСКИЙ (перебивая ) . Это есть выход . Финал. АКТЕР. Времени нет , нет времени… Чей выход ? НИЖИНСКИЙ. Единственный . И время пришло. АКТЕР. Да , пора покончить с этим… сеансом. НИЖИНСКИЙ. Так что же ? Пауза. АКТЕР. Я согласен. Пауза. НИЖИНСКИЙ. Добре. (Достает и заряжает пистолет .) Вот… старин ные , очень надежн ые. АКТЕР. Надеюсь и охотно верю. НИЖИНСКИЙ. Какой же вы избираете , сударь ? А КТЕР. Все ра вно… впрочем , нет - вот этот. НИЖИНСКИЙ. Этот ? АКТЕР. Да . Он бол ьше подходит к моему костюму… НИЖИНСКИЙ. Об этом еще надо подумать… АКТЕР. Разумеется , непременно… Ну , чт о ж ? Со скольких шагов ? НИЖИНСКИЙ. А со скольких обычно ? Признаюсь , я не силен в арифметике дуэли… как та м у Лермонтова ? АКТЕР. Мне приходилос ь изображать… Пусть будет десять. (Идет отмерять , устанавливает барьер .) НИЖИНСКИЙ (достает деньги ) . Не хочу остаться твоим должником. (Бросает па чку АКТЕРУ .) АКТЕР. Жа ль , что ты так и не съездил ни в Париж , ни в Цюрих… НИЖИНСКИЙ (показывая на венок ) . Да , и ты ошибся - мой день рож дения не сегодня… Пауза. АКТЕР. Не согласится ли пан быть моим секундант ом ? НИЖИНСКИЙ. У меня нет другого выхода… В с вою очередь , сударь , если вас не затруд нит… АКТЕР. О , ну что вы ! С пр евеликим удовольствием ! Для меня это больша я честь… Теперь - насчет доктора ?.. НИЖИНСКИЙ. Я думаю , это лишнее… АКТЕР. Ну так принято ! НИЖИНСКИ Й. Я могу взять на себя эту функцию. АКТЕР. Не перегружает ли себя пан ? НИЖИНСКИЙ. О нет , не волнуйтесь ! АКТЕР. Как добропорядочный секундант , я должен предложить мир . Го спода извиняться друг перед другом и п ожмут руки… НИЖИНСКИЙ. И - что ? Мне не в чем изв иняться. АКТЕР. Мн е тем более. НИЖИНСКИЙ. Так оставим формальности ! АКТЕР. Да , оставим эти набившие оскомину фразы… Итак , пан… НИЖИНСКИЙ. Сударь ! Мы забыли о праве первого выстрела ! АКТЕР. Один момент ! (достает монету ) Нижинский подходит. АКТЕР. Пан или пропал ? НИЖИНСКИЙ. Пропал. АКТЕР. Решетка , значит…Э- эх ! (Подбра сывает монету .) Хорошо смеется тот , кто стреляет по следним… (Смо трит .) Пан. НИЖИНСКИЙ. Вы , сударь , необыкновенно вез учи… АКТЕР. Так что ? По местам ? НИЖИНСКИЙ. Пан сказал это к тому , что нам для выстрела лучше расходиться , а не сходиться. Пауза. АКТЕР. Неплохая идея ! А вы хорошо видите ? НИЖИНСКИЙ. Лучше вашего ! АКТЕР. Увидим. НИЖИНСКИЙ. По местам ! Нечего тянуть ! АКТЕР. Совершенно с паном согласен относительно вр емени , однако место , смею заметить , у нас о дно. НИЖИНСКИЙ. С какой стороны посмотре ть ! НИЖИНСКИЙ идет к одной кулисе , затем резко поворачивает к про тивоположной . Расходятся . Сцена пуста . Пауза . Голос АКТЕРА : «Сходимся !» . Начинают сходить ся . НИЖИНСКИЙ опус кает пистолет. АКТЕР. В чем дело ? НИЖИНСКИЙ. Посмотри , на кого ты похож : нельзя стреляться в такой грязной обуви ! (Достает пару туфель .) При мерь… АКТЕР переобувается. НИЖИНСКИЙ. Отлично ! Тебе идет ! Я под арил бы их без сожаления , но не вр емя для подарков. АКТЕР. Спасибо. Расходятся. АКТЕР. (окликает НИЖИНСКОГО ) . Эй , пан забыл пистолет ! НИЖИНСКИЙ возвращается , бере т пистолет . Расходятся вновь . Пауза . Голос АКТЕРА : «Сходимся !» Сходятся. АКТЕР. У меня чувство , что мой пистолет не заряжен. НИЖИ НСКИЙ. Не мо жет быть : я зарядил оба. АКТЕР. От волнения ты мог один забыть зарядить… НИЖИНСКИЙ. То явился сюда с пус тым чемоданом ? Смотрят друг на друга. АКТЕР. Я должен проверить. (Проверяет .) НИЖИНСКИЙ. Расходимся ! Расходятся АКТЕР кричит : «Ап !» , НИЖИНСКИЙ от вечает : «Что знач ит «Ап !» ? Мы не в цирке . «Сходимся !» . Сходятся . Раздается телефонный звонок . Дуэлянты застывают. НИЖИНСКИЙ. Подойди - скажи : меня нет и не будет. АКТЕР. Почему я ? Может , вовсе не подходить ? НИЖИНСКИЙ. Я не могу сосредоточиться на тебе ! АКТ ЕР. (подходя к телефону ) . Хорошо , пусть это будет пос ледним твоим желанием . Алло ! Алло ! Говорите же ! (Б росает трубку .) Черт знает что такое !.. Появляются дети НИЖИНСКОГО : его дети - дочь и сын. ДОЧЬ. Ничто не страшно - все радос ть только ! Пора заснуть мне - не с питься только ! Ответь : у радуги полосок сколько ? Вот и разбудишь меня во ст олько ! НИЖИНСКИЙ. Спи , моя девочка , я твой страж. В сердце любящее прицел ься ! Пусть приснится тебе мираж, какой не увидеть и с помощью Цейса !.. Жизнь и смерть - обе дороги мне, сестры , живущие времени в не, а оно не точнее любого из нас знае т , который час… СЫН. Я узнАю тебя по шагам, по молчанию , по слезам… На моей звезде разобьем мы сад, хоть и ша г вперед - он же шаг назад. До того мала она , та звезда, что светила всегда и никогда, до того мала… НИЖИНСКИЙ. Ожидание смерти напрасно : сама внезапность. Я жил , не зная покоя , слышал о себе Полночные слухи , когда ж перев аливало за полночь, Рассвет клялся в любви судьбе… Я обозревал материки из окон того отеля, что так походит на клет ку с двойным дном, я видел старость Ви льгельма Телля воочию и сожалел об одном : ни на говорливом парижском бульваре, н и в знойной тиши площади венетиской смерть мгновенным из-зи спины ударом высокий пол ет жизни низкой не прервала… Пауза. НИЖИНСКИЙ. Где-то играет шарманка… След и за собой : это отвратительно - ходить в грязной обуви . Послышалось… (Исчезает в прыжке .) Звонит телефон , АКТЕР бе рет трубку , бормоча : «Меня нет и не будет…» АКТЕР. Алло ? Какие билеты ? Нет , вы ошиблись , это не театр. (Вешае т трубку . Вытя гивает руку , смотрит вверх .) Что это , дождь ? Начинается ливень . Снова звонит телефон . АКТЕР накрывает голову п латком. ЗАНАВЕС

Приложенные файлы

  • rtf 9407529
    Размер файла: 540 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий