Лекция 9. Панэтизм китайской философии


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Панэтизм китайской философии中国哲学泛伦理主义Девятая лекция курса «Китайская философия»Дальневосточный Федеральный УниверситетДмитрий Конончук План1) Смысл философии в китайской культуре2) Место человека в китайской культуре 1) Смысл философии в китайской культуре Фэн Юлань (馮友蘭)(1895-1990)«Высшие ценности, с которыми человек соприкасается благодаря философии, даже чище обретаемых через религию, ибо не смешаны с воображением и суеверием. В мире будущего место религии займёт философия». Ниси Аманэ (西周)(1829-1897)Термины для обозначения философии в Китае哲學 чжэсюэ Современный термин, отражающий понятие «философия» (тэцугаку) был создан в Японии Ниси Аманэ лишь в 1873 г. и впоследствии заимствован в Китае Термины для обозначения философии в КитаеТрадиционные термины:道 дао «путь»學 сюэ «учение»教 цзяо «учение»家 цзя «семья», «школа» Становление философа в КитаеПо «Люйши чуньцю» 4.4:達師之教也,使弟子安焉、樂焉、休焉、游焉、肅焉、嚴焉。«Выдающийся учитель обучает, направляя учеников к покою и к счастью, к отдыху и свободе поиска, к серьёзности и силе воли».По Конфуцию «Лунь юй» 2.4:吾十有五而志于學,三十而立,四十而不惑,五十而知天命,六十而耳順,七十而從心所欲,不踰矩。«Я в пятнадцать лет устремил помыслы к учению, в тридцать встал на ноги, в сорок [уже] не сомневался, в пятьдесят знал волю Неба, в шестьдесят слышал [только] гармонию, в семьдесят то, что желает мое сердце, не превосходило обычных норм» Фэн Юлань (馮友蘭)(1895-1990)«Согласно китайской философской традиции, её назначение – не в увеличении позитивного знания (под которым я подразумеваю [накопление] информации о фактах), но в расширении масштабов [личной] духовности». Цели философа知之者不如好之者, 好之者不如樂之者。哲人無憂 智者常樂 Цели философа知之者不如好之者, 好之者不如樂之者。«Знающий не сравнится с любящим.Любящий не сравнится со счастливым».哲人無憂 智者常樂«Мудрый человек не знает печалиТот, кто умён, всегда счастлив». Дао: Путь вслед за УчителемОдин из первых вариантов написания иероглифа «Дао»: рисунок головы впереди идущего на фоне дороги. Ритуальное бронзовое блюдо IX в. до н.э.道 Мэн-цзы о самопознании守孰為大?守身為大。« Соблюдение чего является важнейшим? Соблюдение себя». (7.19)盡其心者,知其性也。知其性,則知天矣! «Исчерпавший до конца своё сердце познает свою природу. Познав свою природу, он познает волю Неба!» (13.1) О необходимости практики一言一行。« Одно слово – одно дело». («Цзинь ши шо»)有道而無事,猶有雌而無雄耳! «Есть Путь, но нет практики – всё равно, что есть курица, но нет петуха, вот так!» («Ле-цзы цзи ши») 2) Место человека в китайской культуре Гомоморфизм мира и человека人之初性本善«Начало человека в его доброй природе» («Сань цзы цзин»)天人合一«Совпадающее единство Неба и человека» (Чжуан-цзы) Домашнее задание 1:выучить китайское написание следующих слов:哲學 (哲学) чжэсюэ «Философия»道 дао «Дао», «Путь»善 шань «добро»天人合一 тянь жэнь хэ и Небо и Человек в единстве

Приложенные файлы

  • pptx 9378769
    Размер файла: 482 kB Загрузок: 1

Добавить комментарий