Ислам хукми


Ислам хукми и Ислам хакики.
Ислам хукми: Это Ислам, на который распространяются положения этого мира. Он утверждается для человека посредством произнесения им слов двух свидетельств или посредством того из обрядов Ислама и его особенностей, что заменяет их. К обладателю такого Ислама в этой жизни относятся как к мусульманину, то есть на основании того, что он выявляет внешне, если только этим внешним проявлениям не будут противоречить другие более сильные внешние проявления, наподобие каких-либо нарушающих Ислам действий.
Основываясь на этом, если какой-либо человек выявил какой-либо признак Ислама или какой-либо обряд, относящийся к Исламу, то для такого человека утверждается хукм Ислама и к нему относятся как к мусульманину во всех мирских положениях и взаимоотношениях. Такой человек известен под определением «муслим мастур аль-халь», то есть «мусульманин, чье истинное состояние скрыто».
Это разъясняется тем, что чей-либо Ислам утверждается на основании внешних проявлений. Это потому, что Шариат утвердил хукм для людей, исходя из внешних дел.
Сказал Хафиз Ибн Хаджар, когда говорил о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто совершает нашу молитву, направляется к нашей кибле и ест зарезанных нами животных, такой человек является мусульманином. Такому человеку дана гарантия Аллаха и Его посланника, поэтому не пренебрегайте тем, чему Аллах дал гарантию». «В этом хадисе указание на то, что суждение о людях выносится по их внешним делам. Поэтому, на человека, который выявил обряды Ислама, распространяются его (Ислама) положения до тех пор, пока от этого человека явно не выйдет то, что противоречит Исламу».
Сказал Суфьян ас-Саури, да помилует его Аллах: «Тот, кто совершает молитву по направлению к этой кибле, такого мы считаем верующим. То, что люди у нас являются верующими, проявляется в вопросах наследственности, браков, наказаний, жертвоприношений и других обрядов. У них могут быть грехи и ошибки, за которые их рассчитает Аллах, если Он пожелает – накажет, а если пожелает, то простит их, но мы не знаем каково положение этих людей у Всевышнего Аллаха».
Основываясь на этом, если человек произнес слова двух свидетельств и соблюдает Шариат, то его имущество и кровь становятся неприкосновенными. К такому человеку относятся как должно относиться к мусульманину без того, чтобы отслеживать или разузнавать его состояние. Отслеживание же и выяснение его состояния – это то, что не было нам приказано и это противоречит руководству пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал Ислам от того, кто произнес слова двух свидетельств и выявил Ислам, и он, да благословит его Аллах и приветствует, не основывался на разведывании и отслеживании положения человека, чтобы узнать, соблюдает ли тот Шариат. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строил взаимоотношения с такими людьми, отталкиваясь от их внешних проявлений, а то, что у них внутри, оставлял Всевышнему Аллаху. И он сильно порицал тех своих сподвижников, да будет доволен ими Аллах, кто не удовлетворился этим, как это еще придет в хадисах об Усаме бин Зейде и Холиде бин аль-Валиде, да будет доволен ими Аллах.
Поэтому сказал Хафиз Ибн Раджаб: «Является очень очевидным в Исламе делом то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принимал только слова двух свидетельств от любого из тех, кто приходил к нему, желая войти в Ислам. По причине этого он делал неприкосновенным их кровь и считал их мусульманами. Поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, очень сильно порицал Усаму бин Зейда, когда он убил того, кто произнес слова «Нет божества, кроме Аллаха», после того, как Усама занес над ним меч. И он не обуславливал для тех, кто приходил к нему для принятия Ислама, знание об их соблюдении молитвы и закята».
Слова Хафиза Ибн Раджаба «знание об их соблюдении молитвы и закята» означают, что для достоверности Ислама человека, после того, как он произнес слова свидетельства, он конечно же должен совершать то, что является для него обязательным, а это молитва, закят и другие дела. Нет сомнения в том, что такая практика является условием для достоверности Ислама человека, но он, да благословит его Аллах и приветствует, не основывался в вынесении хукма на человека, когда тот пришел к нему во время молитвы или закята, на том, чтобы разведывать его состояние и смотреть, является ли он правдивым в своем Исламе, молится ли он, постится ли он, выплачивает ли закят или нет.
Напротив, он, да благословит его Аллах и приветствует, изначально выносил постановление об Исламе этого человека без остановки и ожидания. Но когда настало время молитвы, этот человек обязывается ее совершением со стороны Шариата, и если он отверг это обязательство и не молится, то выносится постановление о его вероотступничестве, и он призывается к покаянию, потому что он этим действием совершил то, что нарушает его Ислам. Так как произнесение слов двух свидетельств включает в себя признание сердца необходимости соблюдения шариатских норм, а также покорность и предание Всевышнему Аллаху и следование за пророком, да благословит его Аллах и приветствует. И если человек отступится от этого, то тем самым он нарушает свое свидетельство.
Тот же человек, со стороны которого не было выявлено отсутствие исполнения того, что на него стало возложено после произнесения им слов двух свидетельств, остается на основе. На него распространяются положения мусульман в этом мире, он не экзаменуется в его Имане, также не проверяются его убеждения и не следует останавливаться в вынесении на него хукма Ислама. А тот, кто поступает вопреки этому, является нововведенцем и его действия соответствуют действиям одной из заблудших групп, а это ахнасиййя – одно из ответвлений хавариджей.
Что же касается Ахлю Сунны ва аль-Джама’а, то они не причастны к этому нововведению, которое называется «Остановка и разведывание». Уже предшествовало разъяснение того, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не останавливался в вынесении хукма на тех, кто утверждал слова двух свидетельств. Отсюда вытекает, что он не разведывал положение тысяч людей из различных арабских племен, которые приняли Ислам, чтобы узнать их состояние. Сказал Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах: «Люди узнают хукм Аллаха в этой дунье по внешним проявлениям, а то, что находится у них в душах, это Он взял на Себя. Аллах постановил для посланного пророка или для кого-либо другого, чтобы он выносил хукм только по внешним проявлениям, а то, что в душах у людей, Он возложил на Себя, потому что знание об этом принадлежит только Ему».
Поэтому, постановление в этом мире выносится только по внешним проявлениям. Но мы не отрицаем, что человек может выявлять Ислам, при этом скрывая свой куфр. Пример этому – лицемеры. Однако, мы относимся к ним в соответствии с тем, что они выявили до тех пор, пока они не выявят то, что они скрывали из куфра и вероотступничества. А когда они выявят то, что скрывали, тогда мы также выносим на них хукм в соответствии с тем, что они выявили. Это и есть определение «Ислама хукми» и хукма его обладателя, который называется «муслим мастур аль-халь».
Смысл понятия «хукми». Это когда человек совершает то, на основании чего выносится хукм о его Исламе и на него распространяются хукмы Ислама в этой жизни, даже, если он не является мусульманином у Аллаха, который называется «муслим хакики». Об этом мы еще поговорим, с дозволения Аллаха. Что же касается Ислама хукми, то он связан с положениями Ислама только в этой жизни. Если человек пришел с Исламом хукми, это вовсе не означает то, что он пришел с Исламом хакики, с которым связаны положения будущей жизни. Если же человек соблюдает Шариат внешне и внутренне, то он является мусульманином хукми у рабов, а также мусульманином хакики (истинный) у Господа рабов.
Очень часто происходит путаница и отсутствие различения между Исламом хукми, из которого вытекают положения этого мира, и между Исламом хакики, из которого вытекают положения будущего мира, а это: награда, наказание, Рай и Ад.
Тут надо обратить внимание на очень важный момент. А это то, что когда мы выносим на кого-либо хукм Ислама, по причине произнесения им слов двух свидетельств, это вовсе не означает, что после этого мы оставляем его и ничем не обязываем. Напротив, мы уже упомянули, что для того, чтобы его Ислам был достоверным, он после этого обязывается шариатскими нормами.
Также он обязывается изучением того, что для него стало обязательным знать, с него требуется отчет за его упущения, и он наказывается за то, за что в Шариате предписано наказание. Поэтому одно только свидетельство словами двух свидетельств не является Исламом, но произнесение слов двух свидетельств является ключом для входа в него, а также тем, посредством чего утверждается неприкосновенность и посредством чего на человека распространяются положения Ислама. Сказал шейх аль-Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Бедуины и другие люди, когда принимали Ислам во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, им вменялось в обязанность совершение внешних дел, таких как молитва, закят, пост и хадж. И никого не оставляли просто так, только по причине произнесенных им слов. Напротив, оставление совершения этих дел, являлось очевидным прегрешением, за которое этот человек наказывался».
В соответствии с тем, какие состояния могут быть у совершеннолетних людей, делается вывод, что состояния людей в наше время ограничиваются на трех состояниях.
Первое состояние: Человек, чье внешнее состояние Ислам – он является мусульманином в хукме, пока не выявит то, что нарушает его Ислам. Эта категория людей называется «Мастур аль халь», как мы уже упоминали.
Доказательства на этот вид:
1.Слова Всевышнего: «Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный». Сказал имам аль-Куртуби, да смилостивится над ним Аллах: «Если же они раскаются…», то есть раскаются от ширка «…и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их…». Об этом аяте нужно поразмышлять. В нем Аллах связал убийство с ширком, а потом сказал: «Если же они раскаются…». Основа здесь заключается в том, что если убийство утверждено по причине ширка, то оно исчезает с его (ширка) исчезновением. Из этого вытекает, что убийство удаляется по причине одного только покаяния, не беря в расчет совершение намаза и выплату закята. Поэтому убийство спало только по причине покаяния до наступления времени молитвы и закята. Этот смысл является очевидным тут».
Также он сказал касательно слов Всевышнего: «Но если они раскаются и будут совершать намаз и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере». То есть раскаются от ширка и будут практиковать нормы Ислама, «то они станут вашими братьями…», то есть они - ваши братья «по вере». Сказал Ибн Аббас: «Этот аят сделал запретным кровь «людей киблы»».
Сказал Имам муфассиров Ибн Джарир ат-Табари, да смилостивится над ним Аллах: «Если они откажутся от того, на чем они были из ширка по отношению к Аллаху и отрицания пророчества пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и вернутся к Таухиду Аллаха и направлению поклонения только Ему одному, а не к каким-либо божествам, и вернутся к признанию пророчества Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует».
2.Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не скажут: «Нет божества, кроме Аллаха». Если они сделают это, то они защитят от меня свою кровь и имущество, кроме как по праву этих слов. И их расчет будет у Аллаха».
Сказал ан-Навави о пользах этого хадиса: «В этом хадисе указ на сохранение имущества и жизни того, кто произнес слова Таухида, даже если он сделал это боясь меча. Также в этом хадисе указание на то, что хукм выносится в соответствии с внешним проявлением, а то, что в душах Аллах возложил на Себя».
Сказал Имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах в «аль-Умм» после того, как упомянул этот хадис: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, что хукм выносится только по внешним проявлениям и то, что Аллах ответственен за то, что скрыто, так как Он является Знающим. Это он разъяснил своими словами: «И их расчет будет у Аллаха». Также сказал Всевышний Аллах, говоря о том, о чем мы упоминали и о другом. Он сказал: «Ты нисколько не в ответе за них…»».
Также он сказал: «Разъяснил Аллах через своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, то же, что Он ниспослал в Своей книге, а это то, что словесное выявление Имана является защитой от убийства, подтвердил ли этот человек свой Иман после куфра или нет. Если человек выявил Иман, то это его выявление Имана является препятствием для убийства. Разъяснил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что, то, что Всевышний Аллах сохранил кровь тех, кто выявил Иман после куфра, указывает на то, что они получают хукмы мусульман подобные наследственности, брачным договорам и т.п. из взаимоотношений мусульман. Это положение отчетливо прослеживается в том, какой хукм вынес Всевышний Аллах на лицемеров».
Сказал имам Абу Амр бин Салих аш-Шахрзури, да смилостивится над ним Аллах, когда разговаривал о хадисе Джибриля, мир ему: «Внешний хукм Ислама утверждается произнесением слов двух свидетельств».
Сказал имам аль-Багави, да смилостивится над ним Аллах: «В этом хадисе доказательство на то, что дела людей в их взаимоотношениях между собой определяются только по внешнему их состоянию, не учитывая внутреннее состояние, а также на то, что тот, кто выявил обряды Религии, на него распространяется хукм этой Религии и не узнается о его внутреннем состоянии».
3.Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто совершает нашу молитву, обращается к нашей кибле и ест зарезанных нами животных, такой является мусульманином».
Сказал Хафиз Ибн Хаджар в комментарии к этому хадису: «В этом хадисе указание на то, что состояние людей определяется по внешним признакам. Поэтому, если человек выявил обряды Религии, то на него распространяется хукм людей этой Религии до тех пор, пока этот человек не выявит противоположное этому».
Его слова: «…до тех пор, пока человек не выявит противоположное этому», - очень важное условие. Так как очень часто мы видим, что многие обучающиеся хотят запутать людей этим хадисом и подобными ему. Мы видим, как они, ссылаясь на этот хадис, дают хукм Ислама многим людям, которые являются приверженцами губительных учений и порочных кафирских убеждений. Эти обучающиеся не обращают внимания на то, что исходит от этих людей из явного куфра, проявляющегося на словах и делах. Они удовлетворяются одной только молитвой, совершаемой этими людьми, даже если они совершили ее всего один раз прилюдно. Подобное заблуждение открывает дверь для великого зла, а это вероотступничество, куфр и различные виды нечестия и несправедливости. Все это потому, что они полагают, что даже если человек выявил какой-либо обряд Ислама, чтобы обмануть народ, он находится в сфере Ислама. Они начинают давать этим людям великие имена, которые даются только друзьям Милостивого Аллаха, но никак не друзьям шайтана.
Поэтому обладателям знания и правдивым требующим знания, надлежит раскрывать искажения этих людей и то, как они приводят слова не к месту и уводят смыслы от того, на что он на самом деле указывают. Действия этих людей являются ничем иным, как игрой с доводами и текстами, подменой истины ложью, обманом простых людей, уничтожением шариатских смыслов и разрушением стержня дружбы и непричастности (вражды), которая связана с Иманом и куфром. Поэтому нужно обязательно предостерегать от этого дела, так как этот вопрос очень опасный. И нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха! Достаточно нам Его, и Он лучший Попечитель!
4.Хадис Усамы бин Зейда, да будет доволен им Аллах, сказавшего: «Послал нас посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в аль-Хирку. Мы достигли этого места утром и напали на ее жителей. Я и один человек из ансаров погнались за одним человеком, но когда мы настигли его, он сказал: «Нет божества, кроме Аллаха». После этого ансар отступился от него, а я проткнул его своим копьем и убил. Когда мы вернулись, эта весть дошла до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал мне: «О, Усама! Ты убил его после того, как он сказал: «Нет божества, кроме Аллаха?»». Я ответил: «Но он сделал это, чтобы спастись». Но он, да благословит его Аллах и приветствует, продолжал повторять эти слова, пока я не начал желать, чтобы мое принятие Ислама осуществилось после этого дня».
В версии же Муслима говорится, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Разве ты раскрыл его сердце, чтобы узнать, искренне он сказал или нет?».
5.Хадис аль-Микдада бин аль-Асвада, да будет доволен им Аллах, который сказал: «О, посланник Аллаха, каково твое мнение о том, если я встречу какого-либо кафира, и мы начнем сражаться. Этот человек отрубит мне руку своим мечом, а потом спрячется за деревом и скажет: «Я покорился Аллаху (то есть принял Ислам)». Могу ли я убить его, после того, как он скажет эти слова? На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Не убивай его». Аль-Микдад сказал: «О, посланник Аллаха, но он же отрубил мою руку, а потом только сказал эти слова!» Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не убивай его. Если же ты убьешь его, то он получит твою степень, которую ты занимал прежде, чем убить его, а ты получишь его степень, которую он занимал, прежде, чем сказать эти слова».
В версии Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, которая также пришла у аль-Бухари, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал аль-Микдаду: «Если этот человек был из тех, кто скрывал свой Иман, находясь среди кафиров, а когда он выявил свой Иман, ты убил его, то ведь ты тоже до этого скрывал свой Иман, когда был в Мекке».
В этом хадисе явное доказательство на то, что если человек выявил Иман, то выносится хукм об его Исламе, отталкиваясь от внешних проявлений, и все равно, будет ли это в Дар аль-Харб или в Дар аль-Ислам. Запрещается убивать этого человека, даже, если до того, как мусульмане получили над ним власть он был с кафирами и сражался на их стороне. Все это потому, что у этого человека может быть только два состояния:
Первое: этот человек был кафиром, а потом принял Ислам. И в соответствии с его Исламом стали запретными его имущество и кровь.
Второе: этот человек был верующим, скрывавшимся среди кафиров, как это разъяснил пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Это разъяснение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, касается того случая, когда он выявил свой Иман. Что касается случая, когда человек был верующим внутри и скрывался среди кафиров, после чего он выступил в рядах кафиров для сражения против мусульман, даже, если его принудили к выступлению, то мы обращаемся к нему как кафиру до тех пор, пока он не выявит свой Иман и сделать это он должен до того, как мусульмане получат над ним власть. Как это сделал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, со своим дядей Аббасом, да будет доволен им Аллах, в день Бадра. Это потому, что критерии Имана и куфра определяются по внешним проявлениям. ан-Навави озаглавил главу в «Шарх Сахих Муслима», в которую вошел этот хадис и хадис Усамы бин Зейда, словами: «Глава: «Запретность убийства кафира после того, как он произнесет: «Нет божества, кроме Аллаха»».
Потом он сказал, когда говорил об этом хадисе: «Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, кто сказал: «Нет божества, кроме Аллаха»: «Не убивай его. Если же ты убьешь его, то он получит твою степень, которую ты занимал прежде, чем убить его, а ты получишь его степень, которую он занимал прежде, чем сказать эти слова». Касательно смысла этих слов существует разногласие и самое лучшее и очевидное из того, что было сказано о них, это слова имама аш-Шафи’и, Ибн аль-Кассора аль-Малики и других. Они сказали, что смысл этого хадиса: «Кровь этого человека станет неприкосновенной и станет запретным убивать его после того, как он произнес: «Нет божества, кроме Аллаха». После же его убийства, твоя кровь перестанет быть неприкосновенной и исчезнет запрет на твое убийство, каким было его состояние до того, как он произнес: «Нет божества, кроме Аллаха». Сказал Ибн аль-Кассора: «То есть, все это произошло бы, если бы у тебя не было оправдания по неправильному толкованию, которое снимает с тебя наказание воздаяния равным». Сказал аль-Коды: «Было сказано, что смысл этого хадиса: «Ты подобен ему в своем противоречии Истине и совершении греховного, даже если есть различия в формах ваших противоречий и грехов. Так как его грех называется куфром, а твой – ослушанием и нечестием…»».
В этом хадисе явное доказательство на то, что если кафир скажет: «Нет божества, кроме Аллаха», то его кровь становится запретной. После произнесения этих слов, его жизнь становится неприкосновенной, несмотря на то, что он совершил до этого. Мусульманину не разрешается убивать его, будь то по причине сомнения в его словах, как это пришло в хадисе Усамы, да будет доволен им Аллах, или по причине возмездия за то, что он совершал. Это потому, что Ислам удаляет то, что было до него, поэтому нет взыскания с кафира за то, что он делал до Ислама. Этот смысл становится очевидным из повторения пророком, да благословит его Аллах и приветствует, своего запрета: «Не убивай его». А тот, кто после этого убьет этого человека, такой совершил несправедливость против неприкосновенной жизни и запретной крови. На такого человека распространяется угроза пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как это разъяснил ан-Навави в передаче от него и от других обладателей знания, которая предшествовала, и хвала Аллаху. И не обращается внимание на то, что возможно он сказал эти слова, чтобы спастись. Сказал имам аш-Шафи’и, комментируя этот хадис: «Сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что Аллах сделал запретной кровь этого человека по причине выявления им Имана в момент, когда он боялся за свою жизнь. И Аллах не разрешил его кровь по причине того, что скорей всего он принял Ислам для того, чтобы спастись от убийства».
6. Хадис, когда Халид бин аль-Валид был послан к племени Бану Хузейма. Передал Салим от Абдуллы бин ‘Умара, который сказал: «Послал пророк, да благословит его Аллах и приветствует Халида бин аль-Валида к племени Бану Хузейма, который призвал их к Исламу. Они не знали, что нужно говорить: «Аслямна» и начали говорить: «Соба*на. Соба*на», после чего Халид начал убивать их и захватывать в плен. Он раздал каждому из нас по пленному и приказал, чтобы все убили своего пленного. На что я сказал: «Клянусь Аллахом, я не убью своего пленного и те, кто со мной не будут делать этого». После этого мы вернулись к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказали ему все. Он, да благословит его Аллах и приветствует поднял свои руки и сказал: «О, Аллах, я не причастен к тому, что сделал Халид».
Эти благородные хадисы указывают ясным указанием на то, что хукм Ислама утвержден для подобных людей, пока от них не выявится что-либо, что нарушает Ислам. И в этом случае их Ислам будет аннулирован. Поэтому, когда какой-либо человек выявил что-либо из признаков Ислама, нет нужды в расследовании и проверке его состояния, напротив, только по одной этой причине ему дается хукм Ислама. А это: дозволенность вступать с ним в брак, дозволенность употребления в пищу зарезанных им животных и совершение позади него молитвы. Это убеждения Ахлю Сунны ва аль-Джама’а относительно того, в отношении кого был утвержден Ислам Хукми, а те, кто говорит об «Остановке и разведывании», они являются противоречащими манхаджу праведных предшественников. Их предшественниками в этом деле являются нововведенцы и люди страстей из числа тех, кто проверял людей и устраивал им экзамен в их Исламе, а это некоторые ответвления хавариджей, как мы уже упоминали. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не останавливался в вынесении хукма Ислама на тех, кто приходил к нему из бедуинов для того, чтобы выяснить его состояние. Также он не отправлял сподвижников с тем, чтобы они экзаменовали их и контролировали, практикуют ли те нормы Шариата. Напротив, он, да благословит его Аллах и приветствует, давал хукм по внешним проявлениям, а то, что у них в душах, оставлял Аллаху. И он, да благословит его Аллах и приветствует, не ждал наступления времени молитвы, даже, если это был небольшой промежуток времени, чтобы установить, правдив ли этот человек в своем заявлении или нет.
Как уже упоминалось, эта категория людей, а это те, кто выявил какое-либо явное проявление Ислама, называется «Муслим мастур аль-халь».
Нам достаточно того, что этот человек выявил из явных проявлений Ислама, чтобы дать ему хукм Ислама. И мы не колеблемся и не сомневаемся в его состоянии, по причине разных несостоятельных вероятностей или дурных предположений, так как основа заключается в том, что хукм дается по внешним проявлениям. Основываясь на этом, мы не спрашиваем о состоянии зарезавшего животное, от которого мы видели какое-либо проявление Ислама или о состоянии имама, за которым мы совершаем молитву. Но если после этого они выявят нам то, что указывает на их куфр и вероотступничество, то в таком случае мы не едим их животных и не молимся позади них.
Сказал имам аш-Шафи’и, да смилостивится над ним Аллах: «Затем постановил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что не дозволено никому выносить постановление на кого-либо в противоположность тому, что он выявляет, а также то, что Аллах Всевышний установил для Своих рабов, чтобы они давали хукм только по внешним проявлениям. Потому что никто не знает из того, что скрыто, кроме того, чему его научил Аллах Всевышний. Поэтому становится обязательным для тех, кто узнал что-либо от Аллаха, чтобы они сделали все предположения в хукмах недействующими и не давали кому-либо хукм, опираясь на предположения».
Даже если подобные люди внутри являются кафирами, или же они выявили куфр, но мы об этом не знаем, в таком случае мы остаемся на основе, даже если у нас появились относительно них сомнения, однако у нас нет никаких доказательств. В такой ситуации нам дозволяется кушать их животных и совершать молитву позади них. И не дозволено нам выносить хукм, опираясь на сомнения против убежденности, которая была выявлена. И это до тех пор, пока этот человек не выявит то, что нарушит эту убежденность, посредством еще более сильной убежденности. И мы должны свидетельствовать только о том, что мы знаем. «Мы свидетельствуем только о том, что знаем, и не ведаем о сокровенном».
Сказал имам Муаффик ад-Дин Ибн Кудама аль-Макдиси, да смилостивится над ним Аллах: «Если кто-либо помолился за тем, в чьем Исламе он сомневается или есть предположения, что он гермафродит, то молитва этого человека достоверна. И это до тех пор, пока не станет очевидным куфр этого имама или то, что он гермафродит. Это потому, что очевидное состояние молящихся – Ислам, а в особенности, если человек является имамом. Также очевидное состояние мужчины, что он не гермафродит, а в особенности, если он руководит мужчинами. Но если после молитвы выяснилось, что имам кафир или гермафродит, то нужно повторить молитву, как мы уже разъясняли. А если имам является из числа тех, кто иногда впадает в ридду (вероотступничество), а иногда кается, то за ним не совершается молитва, пока не станет известно, на какой он религии в данный момент».
В последней ситуации, которую упомянул имам, проводится разведывание о состоянии этого человека по причине одинаковой силы обоих вероятностей (а это Иман и куфр), так как они обе проявились в нем. Один раз одна, а другой раз другая. В этой ситуации не выносится хукм опираясь только на одну вероятность, кроме как после выяснения его состояния. Потому что он может быть зиндыком, который притворяется для того, чтобы достичь определенных выгод. Также он может быть из тех, кто улучшил свое состояние после покаяния и отказа от вероотступничества.
Далее будет уместным упомянуть некоторые признаки, которые если выявит кто-либо из людей, на какой-бы территории он не был, то выносится хукм о его Исламе. Из этих признаков есть такие, которые считаются явным признаком, то есть будет достаточным наличие самого этого признака, чтобы установить хукм Ислама. Также среди них есть такие, которые являются предпосылками, указывающими на Ислам, но в то же время существует вероятность обратного. Второй вид признаков нуждается в удостоверении, и их наличие не будет достаточным само по себе.
Из явных признаков, наличие которого будет достаточным само по себе для утверждения хукма Ислама:
1. Произнесение слов двух свидетельств: Это опираясь на слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не скажут «Нет божества, кроме Аллаха», а если они скажут их, то защитят от меня свою кровь и имущество…», а также на его, да благословит его Аллах и приветствует, слова, сказанные Усаме бин Зейду, да будет доволен им Аллах: «»Ты убил его после того, как он сказал: «Нет божества, кроме Аллаха». Поэтому тот, кто выявил слова двух свидетельств, на него выносится хукм Ислама, его кровь и имущество становятся запретными и с ним обращаются как с людьми киблы до тех пор, пока он не выявит то, что нарушает Ислам.
У свидетельства «Нет божества, кроме Аллаха» есть условия, которые обязательно должны быть выполнены, а также у него есть то, что нарушает и чего обязательно нужно сторониться. Затем из этих условий и нарушающих действий есть такие дела, которые являются скрытыми и невозможно узнать о них, поэтому мы оставляем их Аллаху. Также из них есть такие дела, которые являются явными, и они входят в Ислам Хукми, и именно эти дела касаются нас, и мы даем хукм по тому очевидному, что выявилось для нас. Поэтому, если человек выявил слова двух свидетельств, а затем впал во что-либо из того, что их нарушает, то ему не принесет пользу это свидетельство. Это свидетельство было доказательством Ислама, так как оно считалось договором между рабом и его Господом о том, что раб будет соблюдать нормы Шариата, будет доволен ими, подчинится им и не будет впадать в то, что их нарушает. Поэтому, если человек выявил из слов и дел то, что нарушает это свидетельство, то нарушается его неприкосновенность, которая была ему дана при произнесении слов двух свидетельств. Это потому, что он не соблюдал условий этого свидетельства и не сторонился того, что его нарушает. Так как это было всего лишь словестное произнесение этого свидетельства, которое не принесет пользы сказавшему их.
2. Слова человека: «Я - мусульманин», как это пришло в хадисе Фурота бин Хаййана, да будет доволен им Аллах. В нем сообщается: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал убить его. Фурот был проводником для Абу Суфьяна, а также он был союзником одного человека из числа ансаров. Когда Фурота проводили мимо одного собрания ансаров, он сказал: «Воистину, я - мусульманин». Тогда один человек из ансаров сказал: «О, посланник Аллаха, этот человек говорит, что он мусульманин». На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, среди вас есть люди, которых мы вверяем их Иману. И из них Фурот бин Хаййан». Этот хадис указывает на то, что основа в том, кто сказал: «Я верующий» - Иман. Также на это указывает хадис аль-Микдада бин аль-Асвада, который мы уже упоминали.
3. Слова, которые заменяют слова двух свидетельств, как например слова: «Я принял Ислам». Как сказал Всевышний: «Бедуины сказали: «Мы уверовали». Скажи: «Вы не уверовали. Посему говорите: «Мы приняли Ислам (покорились)…». Это правило работает, даже если человек ошибся во фразе, будь то из-за незнания правильного выражения или из-за того, что он не араб. Как это пришло в хадисе Халида, да будет доволен им Аллах, когда люди из племени Буну Хузейма сказали: «Саба*на» вместо слов: «Аслямна (мы приняли Ислам)». И то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, порицал Халида за убийство этих людей и объявил о своей непричастности к его поступку, категорически указывает на принятие их слов. Это потому что они подразумевали правильный смысл, хоть и ошиблись в том, как выразить это. Разъяснил смысл этого положения шейх аль-Ислам Ибн Теймия, да смилостивится над ним Аллах, в «аль-Мунтако», после того, как привел этот хадис, он сказал: «Этот хадис доказывает то, что не совсем ясное выражение в сочетании с намерением равно ясному выражению, сообщающему об Исламе человека».
4. Совершение молитвы. Все равно будет ли совершена эта молитва в «Дар аль-Ислам» или в «Дар аль-куфр», в одиночку или в джама’ате, в мечети или вне ее. Доказательство на это, слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто совершает нашу молитву, обращается к нашей кибле и ест зарезанных нами животных, такой является мусульманином». Молитва содержит в себе произнесение слов двух свидетельств, соблюдение Шариата, покорность, а также внешнее выявление Таухида и поклонения Аллаху.
Сказал Абу Хайр аль-Имрани, да смилостивится над ним Аллах: «Сказал Абу ат-Тоййиб, то есть Коды Абу ат-Тоййиб ат-Табари: «Если воинственный кафир совершил молитву в «Дар аль-Харб», то выносится хукм о его Исламе». Сказал Мухаммад бин аль-Хасан: «Если человек совершил молитву в мечети, то выносится хукм о его Исламе, все равно, совершил ли он ее в джама’ате или в одиночку. Также если он оглашает азан, там же, где его провозглашают мусульмане или совершает хадж, или таваф вокруг Каабы. В этих случаях выносится хукм о его Исламе». Сказал имам Ахмад: «По причине совершения молитвы человеком выносится хукм о его Исламе в любой ситуации».
Слова имама Ахмада, да смилостивится над ним Аллах, являются правильными и на них указали тексты Курана и Сунны. А те условия, которые поставили некоторые ученые, а это, чтобы эта молитва была осуществлена в мечети или в джама’ате, то на них нет никаких доказательств.
Только по причине совершения человеком молитвы, выносится хукм о его Исламе, а если он является имамом, то позади него совершается молитва. Сказал аль-Имран, да помилует его Аллах: «Если кто-либо помолился за незнакомцем, не зная, является ли он мусульманином или кафиром, то ему не нужно восполнять молитву, потому что внешне совершение молитвы указывает на Ислам человека».
Сказал Ибн Муфлих, да смилостивится над ним Аллах: «Если кафир, какой-бы он разновидности не был, совершит молитву, то выносится хукм о его Исламе, на что однозначно указал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своих словах: «Тот, кто совершает нашу молитву и обращается к нашей кибле, то ему то, что нам и против него то, что против нас»». Затем он упомянул хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было запрещено убивать молящихся». После чего Ибн Муфлих сказал: «Очевидный смысл этого хадиса — это то, что по причине молитвы устанавливается неприкосновенность и что молитва не может совершаться без наличия у человека Ислама, так как она является поклонением, которое непосредственно относится к нашему Шариату…».
Затем он сказал: «И нет разницы в том, будет ли его молитва совершена в «Дар аль-Ислам» или в «Дар аль-Харб», в джама’ате или в одиночку».
Также уже предшествовали слова Ибн Кудамы, да помилует его Аллах: «Это потому, что очевидное состояние молящихся – Ислам, а в особенности, если человек является имамом».
Также сказал Ибн Кудама, да смилостивится над ним Аллах: «Сказали наши соратники, что выносится хукм об Исламе этого человека, все равно, будет ли он находиться в «Дар аль-Харб» или в «Дар аль-Ислам» и все равно, совершил ли он ее в джама’ате или в одиночку. Если после этого он совершает обряды Ислама, то нет разговора о нем, а если не совершает их, то он становится муртаддом. На него распространяются положения муртаддов. Но если он умрет прежде, чем выявить что-либо, что противоречит Исламу, то он считается мусульманином и ему наследуют его наследники-мусульмане, кроме кафиров».
Нельзя отказываться от молитвы позади какого-либо имама, ссылаясь на то, что нужно узнать его положение, так как возможно, что он является кафиром внутри. Как это делают некоторые сегодня и у них нет саляфов (предшественников) в этом вопросе, кроме хавариджей.
Уже предшествовало определение, что хукм дается по внешним проявлениям. Поэтому, если человек просто выявит что-либо из проявлений, которые присущи только Исламу, то на него выносится хукм Ислама. И этот хукм остается за ним до тех пор, пока он не выявит что-либо, что будет противоречить тому, что он выявил до этого. Этот хукм не исчезает и на него не навешиваются различные слабые вероятности, ложные предположения и сомнения о его состоянии, так как «сомнение не удаляет убежденность». Поэтому никому не дозволено разведывать состояние людей, чтобы узнать противоположное тому, что они выявили. Нам не было приказано совершать подобное и Всевышний Аллах не наложил на нас ответственность за это. На нас наложена ответственность только за внешнее состояние людей, а то, что в их душах, остается Аллаху. Тот, кто противоречит этому, является нововведенцем, противоречащим руководству пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и убеждениям Ахлю Сунны ва аль- Джама’а. Как же нет?! Ведь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, давал хукм только по внешнему состоянию и даже лицемерам, состояние душ которых ему открыл Аллах в откровении. Это потому, что хукм в этой жизни крепится только за внешнее состояние их слов и дел, а не за то, что знал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посредством откровения, даже если это очевидная вещь, а не то, в чем есть сомнение. Потому что Аллах не возложил ни на кого обратное и не приказал этого Своим рабам. Он сделал положение этого мира вытекающими из внешних проявлений и не возложил на нас исследование сверх этого. Да помилует Аллах имама Малика, сказавшего: «Воистину, хукм Аллах Всевышнего в этом мире – это принятие внешнего состояния людей, а то, что у них в душах, Он оставил Себе. Он не установил для посланного пророка или для кого-либо из Своих творений, чтобы они давали хукм, кроме как по внешнему состоянию, а то, что находится в душах, Он оставил Себе, так как Он один знает об этом».
Также он, да помилует его Аллах, сказал о взаимоотношениях Мустафы, да благословит его Аллах и приветствует, с лицемерами, которые выявили Ислам: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, жил среди них и не убил никого из них, а также не посадил никого в тюрьму и не подверг наказанию. Также он не лишил никого из них доли трофеев, если они присутствовали при сражении, также он не запрещал заключать с ними браки, наследовать им, совершать заупокойную молитву по их покойникам и все остальные положения Ислама. Люди, с которыми он имел такие взаимоотношения, были из числа лицемеров, в сердцах которых болезнь, а также бедуинов, которые не исповедовали никакой религии, напротив, они выявили Ислам, но при этом скрывали ширк и безбожие. Сказал Всевышний Аллах: «Они укрываются от людей, но не укрываются от Аллаха, тогда как Он находится с ними, когда они произносят по ночам слова, которыми Он не доволен»».
Упомянул шейх аль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах, то, что вся Умма сошлась на том, что хукм в этом мире дается по внешнему состоянию. Он разъяснил, что те, кто не удовлетворяется внешним состояниям и совершает молитву только позади тех, чьи убеждения они знают, являются нововведенцами. Он, да помилует его Аллах, сказал: «Дозволяется совершать молитву позади любого мусульманина «Мастур аль-халь» по единогласию четырех имамов и остальных имамов мусульман. Поэтому тот, кто говорит: «Я буду совершать пятничные или коллективные молитвы только за тем, чьи убеждения и внутренние состояния я знаю», - является нововведенцем, противоречащим сподвижникам, таби’инам, четырем имамам мусульман и другим. И Аллах лучше знает».
Также он сказал: «Не является условием, чтобы стоящий за имамом знал убеждения имама, за которым он стоит. Также не является условием, чтобы он устраивал ему экзамен и спрашивал: «Каковы твои убеждения в том-то?». Напротив, он должен молиться позади «Мастур аль-халь»».
А что касается аргументации тем, что делал имам Ахмад, да смилостивится над ним Аллах, а это – совершение молитвы только позади того, кого он знал. Это имело место, когда распространились страсти и начали преобладать нововведения. Такое поведение имама относится к желательным действиям, а не к обязательным, как это разъяснил шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, в своих словах: «Некоторые люди, когда приумножались страсти, любили совершать молитву только за тем, кого знают и делали они это в рамках желательного действия. Как передается от Ахмада, что когда его спросили о подобном, он упомянул это положение, но не сказал, что молитва достоверна только позади того, чье состояние я знаю».
А что касается слов некоторых, что люди в наше время невежды по отношению к Таухиду и может быть, что человек совершает молитву, но у него есть что-либо из ширка, что выводит его Ислама. На такие заявления не стоит обращать внимания, потому что это чистейшие предположения, основанные на измышлениях и предположениях. И уже предшествовали наши слова о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался с лицемерами только по их внешним словам и делам, несмотря на то, что Откровение раскрыло ему их секреты и разоблачило их. Отсюда становится ясным и установленным, что обследование убеждений человека – дело, которое не пришло в Шариате. А что касается конкретизации относительно состояния человека «Маджхуль аль-Халь», то разъяснение этого еще придет, но есть различие между «Маджхуль аль-Халь» и «Мастур аль-Халь». Перемешивание между этими двумя категориями людей привело многих к чудовищным ошибкам и отвратительным противоречиям. Просим у Аллаха благополучия.
5. Азан и Икома: Потому что они являются обрядами Ислама и его особенностью. Также они содержат в себе слова двух свидетельств. Плюс ко всему, человек, который оглашает азан и икому, совершает молитву, так как считается невероятным, что он может уйти из мечети после этого, не совершив молитву. Получается, что в этом человеке собрались несколько явных признаков для вынесения на него хукма Ислама.
Сказал аль-Имрани, да смилостивится над ним Аллах: «Не будет достоверным азан, оглашенный кафиром, потому что он не относится к людям поклонения. Но если все-таки кафир огласил азан, будет ли это указывать на его Ислам? Здесь есть два мнения:
Первое мнение: Это не будет для него Исламом. Так есть вероятность, что он произнесет его как повествование. Ведь Абу Махзура и Абу Самиа были оглашающими азан до принятия ими Ислама, так как они произносили его как повествование.
Второе мнение: Этому человеку дается хукм Ислама и это достоверное мнение. Потому что это очевидное положение Ислама. Это подобно тому, если бы он произнес слова двух свидетельств после осуществления призыва по отношению к нему».
Также предшествовали, когда шла речь о молитве, слова имама Мухаммада бин аль-Хасана аш-Шейбани о том, что азан является доказательством в вынесении хукма Ислама на муаззина.
6 Хадж. Хадж является одним из самых явных обрядов Ислама, потому что он является конкретизированным устремлением, которое выполняется только с намерением приблизиться к Аллаху в соответствии с Исламским Шариатом. А то, что мушрики джахилии тоже совершали хадж, не берется в расчет, потому что им было запрещено совершать его во времена пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Как это пришло в хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал о том, «что Абу Бакр ас-Сыддык, да будет доволен им Аллах, когда они были в хадже, который ему приказал совершить пророк, да благословит его Аллах и приветствует, до прощального хаджа, послал Абу Хурайру, чтобы он провозглашал среди людей, что со следующего года не будет дозволено совершать хадж мушрику, а также совершать обход Каабы обнаженным людям».
Последствия джахилии были полностью удалены и из них дела ширка, которые мушрики ввели в хадж. На данное время обряды хаджа являются только обрядами Ислама, к ним не примешано ничего, и они ничем не напоминают хадж мушриков. Да, возможно среди тех, кто прибыл для совершения хаджа есть вероотступнические секты, подобные батынитам, карамитам, альманитам и другим безбожникам, однако, как уже предшествовало, хукм дается по внешнему состоянию. Поэтому те, кто стоит на Арафате, облачился в ихрам и произносит слова тальбии, на таких людей выносится хукм Ислама внешне, а Аллах знает то, что они скрывают внутри. Сказал имам Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шейбани: «…или совершает хадж, или обход Каабы, такому человеку дается хукм Ислама».
7. Свидетельство справедливого мужчины мусульманина об Исламе человека: Наподобие свидетельства пророка, да благословит его Аллах и приветствует, для Наджаши, когда он совершил по нему заупокойную молитву. Сподвижники же, да будет доволен ими Аллах, узнали о его Исламе только в этот момент.
Сказал имам Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шейбани, да помилует его Аллах: «Также, если справедливый мужчина-мусульманин засвидетельствует за кого-либо из неверных, что он был воинственным неверным, а потом принял Ислам. А этот неверный заявлял об этом, но у него не было никаких признаков мусульманина. В таком случае слова этого мусульманина принимаются, и этот пленный отпускается на свободу. Но это в том случае, когда еще не был осуществлен раздел или продажа, а если раздел или продажа уже были осуществлены, то слова этого мусульманина не принимаются».
Из этого же раздела свидетельство Ибн Мас’уда об Исламе Сахля бин Байдо в случае пленников Бадра, которое пришло в «Муснаде» Ахмада и «Мустадраке» аль-Хакима. В этой истории Ибн Мас’уд засвидетельствовал об Исламе этого человека и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял его свидетельство, по причине которого его кровь стала неприкосновенной. Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал относительно пленников Бадра: «Никто из вас не вернется отсюда, кроме как будет выкуплен или ему отрубят голову». Сказал Ибн Мас’уд: «Тогда я сказал: «Кроме Сахля бин Байдо, он не будет убит, ведь я слышал, как он говорил о своем Исламе»». На что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кроме Сахля бин Байдо». Привел Ибн Абд аль-Барр в «аль-Истиаб: «Он засвидетельствовал, что он видел его молящимся в Мекке». В этом хадисе указание на то, что принимается свидетельство справедливого мусульманина, если он засвидетельствует о чьем-либо Исламе. И то условие, которое упомянул имам Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шейбани, да смилостивится над ним Аллах, принимается в расчет, на что указал хадис. Так как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал эти слова о пленнике Бадра до их раздела или продажи. А если пленные были уже разделены между участниками битвы, то каждый из них является частной собственностью своего хозяина и отпускается на свободу только с его разрешения. А Всевышний Аллах лучше знает.
А что касается предпосылок которые нуждаются в подтверждении и разведывании, и которые не будут достаточными сами по себе то это:
1. Приветствие Ислама. Если человек использует приветствие Ислама и говорит: «Ас-саляму ‘алейкум», то это признак его Ислама, но не категоричный довод, так как возможно он говорит это по традиции или из вежливости или маскируясь. Поэтому нужно убедиться в его Исламе. Его не убивают, пока не убедятся относительно него и не узнают его положение. Как сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий…».
2. Внешние атрибуты Ислама. Подобные одежде, бороде, волосам, чалме (платку) и другим атрибутам мусульман. Все эти признаки нуждаются в удостоверении, потому что в них с мусульманами могут соучаствовать люди других религий. Поэтому сказал имам Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шейбани, да помилует его Аллах: «Если мусульмане вошли в один из городов мушриков, взяв его силой, то нет проблем в том, если они убьют того, кого встретят из мужчин этого города, кроме тех случаев, когда они увидят у кого-либо признаки мусульман или признаки зиммиев. В таком случае становится обязательным для них удостовериться относительно этого человека, чтобы выяснить его состояние». Сказал комментатор имам ас-Сархаси, да смилостивится над ним Аллах: «Потому что установление хукма по признакам является основой в том, о сущности чего не разузнают. Сказал Всевышний: «Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах». А также сказал: «Грешников будут узнавать по их признакам». Поэтому если произойдет убийство по ошибке, то его невозможно будет уже исправить, а если мусульмане отложат это убийство, пока не разузнают его положение, то они ничего не потеряют. Исходя из этого, они должны убедиться относительно этого человека, чтобы разузнать его состояние. В отношении же сообщения грешника нам было приказано разузнавать, тогда относительно вероятности в признаках нужно разузнавать тем более».
Также и любой признак, в котором есть одинаковая вероятность, в нем нужно разузнавать, чтобы дать хукм Ислама его обладателю. Также существуют другие признаки, такие как чтение Курана, повеление одобряемого, запрещение порицаемого и другие. Эти признаки конкретизированы в людях, которые выявили Ислам посредством признаков, указывающих на Ислам, и на основании чего этому человеку дали хукм Ислама. Этот человек получил хукм «Ислама Хукми» и с ним обращаются как с мусульманином до тех пор, пока он не выявит что-либо противоположное, как мы уже подробно разъясняли выше. Это все, что касалось первого состояния.
Второе состояние - это когда человек выявил куфр и ширк. Хукм такого человека – кафир. Все равно, был ли он кафиром в основе, подобно иудеям, христианам, огнепоклонникам, индусам и другим или он был муртаддом, подобно альманитам, могилопоклонникам, демократам и другим безбожникам, которые впали в такое состояние, по причине чего осуществляется вероотступничество от Религии. В этом случае мы также судим по внешним проявлениям, как давали хукм Ислама. Также как мы даем хукм Ислама человеку, когда он выявляет Иман, то точно так же мы даем ему хукм куфра, когда он выявляет его. Хукм подвешивается за внешнее состояние и относительно Ислама и относительно куфра. Потому что также, как мы не можем найти основания и предлог для того, чтобы сделать такфир мусульманину «мастур аль-халь», который выявил Иман и не выявил нам то, что противоречит ему. Точно также мы не должны искать основание и причины, чтобы дать хукм менее серьезный, чем куфр тому, кто выявил куфр и ширк таким образом, что это стало очевидным в нем и не понимается никаким другим образом. Мы должны судить только по внешним проявлениям, а Аллаху принадлежит то, что в душах.
Третье состояние – тот, кто не выявил ничего, что бы указывало на его куфр или на его Ислам. Такой тип людей называется «Маджхуль аль-халь», потому что его состояние неизвестно, и мы не можем вынести решение о его куфре или о его Исламе. Хукм человека «Маджхуль аль-халь» - это остановка в присвоении ему какого-либо хукма. Относительно его хукма ему не дается какая-либо основа и не разведывается его состояние, кроме исключительных случаев, когда в этом есть нужда. В таких случаях узнают его состояние по тому, что он выявляет. Если же совсем невозможно определить его состояние по внешним проявлениям, то ему дается хукм той территории, на которой он находится, учитывая состояние жителей этой территории. Это разъясняется в следующем:
1. Причина остановки вынесения хукма на человека «Маджхуль аль-халь» - это то, что Шариат закрепил хукм Ислама или куфра за то, что выявляет человек (мукалляф), а от этой категории людей не выявилось ни того ни другого. Поэтому невозможно вынести на него хукм, кроме как обладая доказательством. А ведь сказал Всевышний: «Не следуй тому, чего ты не знаешь».
2. Что касается того, что ему не назначается какая-либо определенная основа, то «назначение основы» (аль-Истисхаб) является самым слабым доказательством в Шариате. К нему прибегают только тогда, когда не могут определить внешнее состояние и, основываясь на него, назначить хукм. А в нашем случае возможно определить внешнее состояние живого человека «маджхуль аль-халь» путем выяснения и расследования, поэтому ему не назначается какая-либо определенная основа. Под назначением какой-либо определенной основы (аль-Истисхаб), здесь подразумевается хукм территории, с учетом религии ее жителей. Человек «маджхуль аль-халь», находящийся в Дар аль-Ислам, получает хукм Ислама, а если он находится в Дар аль-куфр, то получает хукм куфра и это приблизительно. Подобно найденышу, найденному в деревне зиммиев на территории дар аль-Ислам, он получает хукм куфра, так как скорее всего он из их числа. Ученые факихи не дают какую-либо определенную основу человеку «маджхуль аль-халь», кроме случаев, когда абсолютно невозможно выяснить его состояние, подобно найденышу или мертвому человеку «маджхуль аль-халь», у которого нет никаких признаков, по которым его можно было бы определить.
Сказал Ибн Кудама, да смилостивится над ним Аллах: «Если в Дар аль-Исламе был найден найденыш, ему дается хукм Ислама. Также хукм Ислама дается мертвому, если неизвестно, какова была его религия. Хукм Ислама по отношению к нему – это совершение по нему заупокойной молитвы, облачение его в саван, который берется из вакфа, назначенного на покупку саванов для мусульман, а также захоронение его.
Сказал Ибн Раджаб аль-Ханбали, да смилостивится над ним Аллах: «Если в Дар аль-Ислам будет найден мертвый, религия которого неизвестна, то если у него не будут присутствовать признаки Ислама или куфра, или, если в нем сойдутся признаки Ислама и куфра, то по нему совершается заупокойная молитва. На это указал имам Ахмад, да смилостивится над ним Аллах. Если же у него будут только признаки куфра, то некоторые ученые нашего мазхаба сказали, что по нему совершается заупокойная молитва. От имама Ахмада же передается, что молитва по нему не совершается, но он хоронится. Все это возвращается к противодействию между основой и внешним состоянием этого куфра. А если же мертвый был найден в Дар аль-куфр, то если у него были признаки Ислама, то по нему совершается молитва, а если нет, то нет. На это сказал Ахмад в ривае Али бин Саида. Это перевешивание внешнего состояния над основой в этой ситуации, также как это произошло в первом случае». Отсюда становится ясным, что основа заключается в предпочтении внешнего состояния над «назначением основы» (аль-Истисхаб), к чему прибегают только тогда, когда невозможно установить внешнее состояние.
Сказал шейх аль-Ислам Ибн Теймия, да смилостивится над ним Аллах: «Внешнее состояние ставится на первое место, чем «назначение основы» (аль-Истисхаб) и это относится ко всем положениям Шариата…» и далее он сказал: «Воистину, опора только на «назначение основы» (аль-Истисхаб) в неизвестном состоянии является самым слабым видом доказательств абсолютно и самым последним доказательством, к которому прибегают».
Итог относительно третьего состояния. Относительно человека «Маджхуль аль-халь» не назначается какая-либо определенная основа в хукме. И это по двум причинам:
Первая: Потому что «назначение основы» применяется только тогда, когда абсолютно невозможно узнать внешнее состояние человека, в соответствии с которым ему дается хукм. Как привели в пример факихи найденыша и покойника с неизвестным состоянием. В других же ситуациях, кроме этих двух, является возможным узнать внешнее состояние человека «Маджхуль аль-халь», путем разведывания и исследования. Поэтому не прибегают к «назначению основы» (аль-Истисхаб), когда возможно узнать внешнее состояние. Плюс к этому, применение «назначения основы» (аль-Истисхаб) относительно мертвого с неизвестным состоянием используется только в вопросах, в которых не возникают тяжбы и по причине которых не распространяется вред на окружающих, наподобие заупокойной молитвы по нему и захоронения. А если же возникнут тяжбы или исполнение чьих-либо прав, подобно тяжбам относительно наследства, оставленного этим мертвым, когда наследники разногласят относительно религии покойного, то в этом случае назначение основы (аль-Истисхаб) недействительно. Напротив, обязательно нужно разведывать и узнавать, чтобы опираться на явные доводы и свидетельства. Все это указывает на слабость «назначения основы» как доказательства.
Вторая: это то, что основа в этом вопросе, а это «назначение основы» по хукму с учетом религии жителей какой-либо местности, подверглась большой путанице и неясности в наши времена. Что привело к тому, что применение «назначения основы» (аль-Истисхаб) утратило свою точность, чтобы можно было подвешивать за нее хукм. В наше время страны, жители которых являются мусульманами, и которые были территориями Ислама, где правление осуществлялось по исламским законам, стали странами, в которых применяются выдуманные законы и руководящие должности получили некоторые муртадды. В этих странах правление стало осуществляться по кафирским законам, а Шариат Аллаха стал устраненным, поэтому стали преобладать хукмы куфра. Относительно же жителей этих стран, то произошло смешение между мусульманами и кафирами, что невозможно стало различить между ними, чтобы на основании этого определить кому-либо хукм. Это произошло по двум причинам:
1. По причине того, что кафиры из людей писания перестали соблюдать принципы различия в одежде, прическах, именах и прозвищах и всем том, что оговорено в условиях их совместного проживания с мусульманами. И потому что они не выплачивают джизью, будучи униженными. Дошло до того, что они в тени выдуманных законов стали равными в правах с мусульманами, более того, у них могут быть привилегии, которых нет у мусульман.
2. Отсутствие применения хукма вероотступничества и признание приемлемым того, чего придерживаются вероотступники. А также открытие двери вероотступничества под именем «свобода мысли и мнений» и «прав человека». По этой причине исчез тот Дар аль-Ислам, преобладающее количество жителей которого мусульмане, и на основании чего можно было бы вынести хукм на человека «Маджхуль аль-халь». Поэтому на сегодняшний день в этих странах по причине смешения кафиров и мусульман и невозможности различения между ними не осталось точной утвержденной основы, которую можно было бы назначить человеку «Маджхуль аль-халь» и на основании которой можно было бы вынести хукм о его Исламе или куфре, чтобы избежать предположений и догадок, не основанных на знании.
Поэтому «назначение основы» (аль-Истисхаб) применятся только при полной невозможности узнать состояние человека и только в редких случаях, наподобие найденыша и покойника, чье состояние неизвестно, и у которого нет никаких признаков. А Аллах лучше знает.
3. А что касается того, что не разведывается состояние человека «Маджхуль аль-халь», кроме исключительных случаев, когда в этом есть нужда, то это потому, что мусульмане выносят хукм по внешним проявлениям и не узнают подробности людей «Маджхуль аль-халь» и не экзаменуют их. Кроме случаев, когда в этом есть неотложная потребность, что мы еще упомянем ниже. Эта ситуация входит в слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Наилучший Ислам человека – это когда он не вмешивается в то, что его не касается». Разведывание состояния людей, расспрашивание их и вмешательство в их дела не было особенностью Ахлю Сунна ва аль-Джама’а, напротив, подобные дела были особенностью хавариджей, как это утверждено в книгах о заблудших группах.
А что касается исключительных случаев, когда есть нужда в исследовании и разведывании состояния этой категории людей, то это в таких случаях, когда от этого зависит Шариатский хукм и необходимо выяснить его состояние, чтобы вынести шариатское постановление. Из подобных ситуаций следующие:
1.Освобождение, т.е. отпуск раба на волю. Так как Всевышний Аллах сделал обязательным освобождение верующего раба (или рабыни) в некоторых ситуациях как искупление и обуславливается, чтобы раб был верующим. В этом случае владелец раба должен разведать состояние раба, который внешне «Маджхуль аль-халь». Как это пришло в хадисе Му’авии бин аль-Хакама, который сказал: «У меня была рабыня, которая пасла моих овец в стороне Ухуда. В один из дней я узнал, что волк унес одну из овец, которых она пасла. Я такой же человек, как и все, и также огорчаюсь, и я ударил ее. Мне тяжело стало переживать это, и я пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха, не отпустить ли мне ее?». На что он сказал: «Приведи ее ко мне». Я привел ее к нему, и он спросил у нее: «Где Аллах?». Она ответила: «На небе». Он снова спросил: «А кто я?». Она сказала: «Ты – посланник Аллаха». После чего он сказал: «Отпусти ее, она верующая».
Также пришло у Абу Дауда, со слов аш-Шарида бин Сувейда ас-Сакафи, да будет доволен им Аллах, что его мать завещала ему отпустить от ее имени верующего раба. Он пришел к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О посланник Аллаха. Воистину, моя мать завещала мне, чтобы я освободил от ее имени верующего раба, а у меня есть чернокожая рабыня из Нубии. Он сказал: «Позови ее сюда». Она пришла и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Кто твой Господь?». Она ответила: «Аллах». Он спросил: «А кто я?». Она сказала: «Посланник Аллаха». Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Отпусти ее, воистину, она верующая». И Ибн Сувейд отпустил ее».
2. Установление Ислама свидетелей в суде. Это потому что Ислам является условием достоверности свидетельства. Поэтому судья должен разведать состояние свидетеля, если он из числа «Маджхуль аль-халь».
3. В брачных договорах. Валий женщины должен разузнать состояние жениха «Маджхуль аль-халь». Так как он не имеет права выдавать мусульманку за кафира. Поэтому он должен разведать состояние жениха «Маджхуль аль-халь», чтобы узнать о его Исламе и выдать свою подопечную за него.
4. В распределении закята. Так как владелец имущества, если увидел бедняка или кого-либо из категорий, на кого распределяется закят и пожелал дать ему закят, то он должен разведать его состояние, чтобы узнать является ли он мусульманином. Потому что средства закята можно расходовать только на мусульман. Также и во всех других ситуациях, когда Шариатское постановление зависит от знания религии человека «Маджхуль аль-халь», разрешается разведывать его состояние. Как например в ахкамах вакфа, партнерства, выкупов за убийство и т.д. И Аллах лучше знает.
Определение «Дар аль-Ислам» и «Дар аль-куфр».
Дар аль-Ислам. Сказал Ибн аль-Коййим, да смилостивится над ним Аллах: «Сказали большинство ученых: «Дар аль-Ислам – это территория, в которой проживают мусульмане и в которой практикуются хукмы Ислама. А те территории, где не применяются хукмы Ислама, не являются Дар аль-Ислам, даже если и граничат с ней. Так как Таиф, который был очень близок к Мекке, не стал Дар аль-Ислам после взятия Мекки». Также сказал имам ас-Сархаси, да помилует его Аллах, в комментарии к «Большой книги биографий»: «Территория (Дар) становится территорией мусульман при применении хукмов Ислама».
Сказал Ибн Муфлих, да смилостивится над ним Аллах: «Каждая территория, на которой преобладают хукмы мусульман является Дар аль-Ислам». Сказал ар-Рофии, приводя условия Дар аль-Ислам»: «Будет достаточным того, что эта территория находится в руках Имама и что он мусульманин».
Сказал имам аш-Шаукани, да помилует его Аллах: «Учитывается выявление шахады. Если приказы и запреты на территории принадлежат мусульманам, когда те из кафиров, которые находятся на ней, не могут выявлять свой куфр, кроме тех случаев, когда им будет это дозволено мусульманами, то такая территория является Дар аль-Ислам. И не причинит вреда мусульманам проявление этих кафирских качеств на их территориях, потому что они были выявлены не по причине силы кафиров или их мощи. Как это происходит с ахлю зимма из числа яхудов и христиан, и кафиров, находящихся под договорами, и проживающих в исламских городах. Если же ситуация будет обстоять в противоположную сторону, то территория получает противоположный статус (то есть Дар аль куфр)».
Сказал комитет по изданию фатв: «Любая страна или территория, в которой ее правители и обладатели власти применяют наказания Аллаха и управляют своими подданными по исламскому Шариату, и подданные в этих странах могут свободно выполнять то, чем их обязал исламский Шариат, то эта страна или территория является «Дар аль-Ислам».
Из того что предшествовало, нам становится ясным, что хукм относящийся к территориям подвешен за то, кто в них имеет власть и какие законы в них применяются. Поэтому, если правители территории являются мусульманами, и правят на них по законам Ислама, и упрочение и превосходство на них принадлежит Исламу и мусульманам, то эта территория является Дар аль-Ислам. И не принимается в расчет преобладание на этих территориях мусульман или выявление исламских обрядов до тех пор, пока на них не будут править по Шариату Аллаха и пока власть в них не будет принадлежать мусульманам.
Здесь является обязательным обратить внимание на один момент, а это, если кафиры получат власть над Дар аль-Ислам, начнут управлять ей по кафирским законам, и эта территория изменит свой статус на Дар аль-куфр, это не обязывает к такфиру жителей этой территории. Так как изменение состояния территории не переходит на ее жильцов, но для них становится обязательным совершать оттуда хиджру. И это для тех, кто в состоянии совершить ее и у него нет оправдания, с которым считается Шариат. А Аллах знает лучше.
«Дар аль-куфр». Сказал Коды Абу Я’ля аль-Ханбали, да помилует его Аллах: «Любая территория, на которой преобладают законы куфра, является Дар аль-куфр».
Сказал Коды Абу Юсуф, да смилостивится над ним Аллах: «Территория считается Дар аль-куфр по причине кафирских законов, которые там правят, даже если большая часть населения этой территории мусульмане».
Сказал Ибн Муфлих, да смилостивится над ним Аллах: «Если на территории преобладают законы кафиров, то она является Дар аль-куфр».
Сказал «комитет по изданию фатв»: «Любая страна или территория, правители и обладатели власти которой не применяют наказания Аллаха, и не управляют своими подданными по исламскому Шариату, а также мусульмане в них не могут свободно исполнять то, чем их обязал исламский Шариат, то эта страна или территория является Дар аль-куфр».
Итак, на обоих территориях хукм подвешивается за одно и то же, а это преобладание на этой местности исламских законов и мусульман. Как привел ас-Сархаси в «аль-Мабсут» от Абу Юсуфа и Мухаммада бин аль-Хасана, да смилостивится над ними Аллах: «Если на территориях начнут преобладать законы ширка, то они станут территориями Дар аль-Харб». Потому что территория приписывается нам или им в соответствии с тем, кто имеет силу и превосходство на этой территории. Поэтому, любая местность, в которой начали преобладать законы ширка, и сила в этой местности принадлежит мушрикам, является дар аль-Харб. Также любая местность, в которой преобладают законы Ислама, и сила в этой местности принадлежит мусульманам, является Дар аль-Ислам».
Это очень важное правило, по которому определяется разница между Дар аль-Ислам и Дар аль-куфр.
И да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников! Аминь!


Приложенные файлы

  • docx 8859527
    Размер файла: 61 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий